Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Скипальской Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 октября 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия, действующий в защиту интересов Ф., обратился в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении Ф. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее "данные изъяты"
В обоснование иска указал, что Ф. "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители: мать Ф.Е. и отец Ф.А. лишены родительских прав решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от "дата" Постановлением Главы администрации Рузаевского муниципального района от "дата" Ф. была передана под опеку и за ней сохранено право проживания в жилом помещении по адресу: "адрес". Согласно акту обследования от "дата" указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Недвижимого имущества, зарегистрированного за Ф. на праве собственности, не имеется. В возрасте "данные изъяты" она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Просил суд обязать администрацию Рузаевского муниципального района предоставить Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее "данные изъяты".
Определением судьи от 22 мая 2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования Республики Мордовия (л.д. 26-28).
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2014г. исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора в интересах Ф. удовлетворены.
На администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Ф. по месту жительства благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты" специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцев П.С. считал решение суда незаконным, просил его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указал на то, что Ф. должна обращаться с заявлением о предоставлении жилья в Министерство образования Республики Мордовия, поскольку администрации районов не имеют полномочий по принятию таких заявлений. Решение о предоставлении жилого помещения, принятое Министерством образования, является основанием для заключения администрациями районов Республики Мордовия договоров найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот. Министерством образования такого решения не принято. Кроме того, в собственности Рузаевского муниципального района отсутствуют свободные жилые помещения, необходимые для перевода в специализированный жилой фонд, отсутствуют денежные средства для приобретения таких жилых помещений. Полагает, что администрация Рузаевского муниципального района не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку органами государственной власти Республики Мордовия не обеспечена передача субвенций в бюджет Рузаевского муниципального района в размере, достаточном для обеспечения истицы жилым помещением.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили, заместитель Министра образования Республики Мордовия Соболев С.И. просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства образования (л.д. 80, 82, 85).
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. и Ф. против удовлетворения апелляционной жалобы возразили.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2, 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.
Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.
В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте.
Согласно пункту 3 статьи 2, пункту 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим: предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
Финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ф. "дата" рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее родители: мать Ф.Е. и отец Ф.А. лишены родительских прав решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от "дата" (л.д. 7).
Согласно аттестату об основном общем образовании "N" выданном "дата", Ф. в "данные изъяты" окончила "данные изъяты" (л.д. 21).
"дата" Ф. окончила обучение в "данные изъяты" (л.д. 22).
"дата" Ф. обратилась в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении (л.д. 15).
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" Ф. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей; включена в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по Рузаевскому муниципальному району (л.д. 20, 48).
Согласно выписке из домовой книги от "дата" Ф. зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 18).
Из акта обследования жилого помещения от "дата" следует, что жилое помещение по адресу: "адрес", является непригодным для проживания (л.д. 8).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от "дата" "N" справке от "дата" Рузаевского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия Ф. зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 39, 46).
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Ф. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда, не имеет жилого помещения для проживания, и пришел к правильному выводу об удовлетворении требования прокурора о предоставлении Ф. по месту жительства благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее "данные изъяты" специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вывод суда первой инстанции является мотивированным, не противоречащим установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального района не наделена полномочиями по рассмотрению заявлений о предоставлении жилых помещений, судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
Довод жалобы об отсутствии у администрации муниципального района свободных жилых помещений и финансовых средств на приобретение жилых помещений был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен. Право на обеспечение вне очереди жилым помещением лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, не связанных с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий лицами льготной категории.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Рузаевского муниципального района республики Мордовия Старцева П.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.