Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Скипальской Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 сентября 2014 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе директора департамента по правовым вопросам администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по оборудованию кладбища в "адрес" (л.д.1-5).
В обоснование требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в ходе которой в деятельности администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в "адрес". Проведенной прокуратурой района совместно с представителями МП городского округа Саранск " "данные изъяты"" проверкой установлено, что на территории кладбища в "адрес" имеется подъезд к кладбищу, бункер для мусора, бак для технической воды, туалет, входная группа на кладбище. Отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища. Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, территория кладбища на функциональные зоны не подразделена. Кроме того, постановлением администрации городского округа Саранск от 17 февраля 2014 г. "N" Казенному учреждению городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью "данные изъяты" кв. метров с кадастровым номером "N" для размещения кладбища по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов. Однако при передаче данных земель в постоянное (бессрочное) пользование указанный земельный участок в Реестр муниципальной собственности не включен. В нарушение п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения", территория кладбища в "адрес" не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зеленой защиты по периметру кладбища. Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности администрации городского округа Саранск на кладбище в "адрес" влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.
Прокурор района просил признать незаконным бездействие администрации городского округа Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метров с кадастровым номером "N" для размещения кладбища по адресу: "адрес" в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в "адрес"; обязать администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером "N" для размещения кладбища по адресу: "адрес", и обязать ответчика в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в "адрес", а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить информационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2014 г. производство по делу в части заявленных требований прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия о признании незаконным бездействие администрации городского округа Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метров с кадастровым номером "N" для размещения кладбища по адресу: "адрес"; понуждении администрации городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером "N" для размещения кладбища по адресу: "адрес", прекращено (л.д.37-40).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2014 г. заявленные требования удовлетворены (л.д.47-51).
Данным решением признано незаконным бездействие администрации городского округа Саранск в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в "адрес".
На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в "адрес", а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить информационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища в "адрес".
В апелляционной жалобе директор департамента по правовым вопросам администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. считал, что решение вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене. Сослался на отсутствие в решении суда мотивов, по которым удовлетворены требования о признании бездействия по непринятию надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Указал, что администрация городского округа Саранск исполняет надлежащим образом положения, закрепленные Уставом городского округа, и не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку выполнение обязанности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в том числе благоустройство мест захоронения (кладбищ), отнесено к полномочиям КУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства". Вместе с тем, указал, что часть работ, заявленных прокурором, выполнено. Полагал, что обваловка территории кладбища не предусмотрена Стандартом качества предоставления муниципальной услуги "Содержание мест захоронения", утвержденным постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 г. N356, в связи с чем данное требование не подлежало удовлетворению. К тому же данное требование невыполнимо в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете городского округа Саранск. В решении не указанно, какие мероприятия необходимо выполнить для определения зеленой зоны территории кладбища. Просил принять новое решение об отказе в удовлетворении требований (л.д.52-55).
На апелляционную жалобу старший помощник прокурора района Лапшина О.Г. принесла возражения, просила оставить решение суда без изменения (л.д.67-69).
В судебное заседание представитель администрации городского округа Саранск не явился, извещался надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
На основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав пояснения прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Каштановой Е.В. об оставлении решения без изменения, представителя заинтересованного лица - КУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" Милешина В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в постоянном (бессрочном) пользовании Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" находится земельный участок площадью "данные изъяты" кв. метр для размещения кладбища по адресу: "адрес" (л.д.15).
Прокуратурой Октябрьского района г.Саранска совместно с представителями МП городского округа Саранск "ЖРСУ Октябрьского района" проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска в ходе которой в деятельности администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в "адрес", а именно на территории кладбища в "адрес" отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой, ограждение кладбища. Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, территория кладбища на функциональные зоны не подразделена.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 19 июня 2014 г. с фототаблицей (л.д.6-8).
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела и сторонами не оспариваются.
Суд первой инстанции, установив представленные сторонами доказательства, удовлетворил требования прокурора района.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечивается благоприятные условия его жизнедеятельности.
Деятельность на местах погребения, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен ряд вопросов местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пп. 22 п. 1 ст. 14 ФЗ).
Указанные положения продублированы в подпунктах 23, 29 пункта 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N177, и подпунктом 10 пункта 10 Устава КУ городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", утвержденного постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 02 апреля 2009 г. N 708.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В силу подпунктов 1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
В соответствии с пунктом 2.7 санитарных правил, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).
Пунктом 2.3.2 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Содержание мест захоронения", утвержденного Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 г. N356, определены требования к территории кладбищ городского округа Саранск: территория городских кладбищ должна быть огорожена по периметру, разбита на сектора. Каждому сектору должен быть присвоен отдельный номер или наименование; территория кладбищ независимо от способа захоронения должна подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную; административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зеленой) защиты по периметру кладбища. Во входной зоне следует предусматривать раздельные въезд-выезд для автотранспорта и вход-выход для посетителей, автостоянку и остановки общественного транспорта; около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен схематический план кладбищ с обозначением административных зданий секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; на территории кладбищ не должны размещаться здания и сооружения, не связанные с обслуживанием кладбищ и оказанием ритуальных услуг; территория кладбищ должна быть обеспечена емкостями с технической водой, доступными для пользования посетителями; территория кладбищ должна быть обеспечена контейнерами для складирования мусора; территория кладбищ должна быть оборудована туалетом, доступным для посетителей; для посетителей городских кладбищ должна быть организована стоянка для автотранспорта.
В нарушение вышеперечисленных норм территория кладбища в "адрес" не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зеленой защиты по периметру кладбища.
Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности администрации городского округа Саранск на кладбище в "адрес" влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что со стороны администрации городского округа Саранск имеется бездействие по устранению выявленных нарушений законодательства о содержании мест захоронения и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с чем обоснованно возложил на администрацию городского округа Саранск обязанность по принятию мер по надлежащему содержанию кладбища в "адрес".
Выводы суда основаны на требованиях норм материального права, согласуются с исследованными в суде материалами дела.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что решение суда является незаконным, заявитель в то же время не указал, какую норму закона нарушил суд, постановив его, в связи с этим оснований к его отмене не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для возложении соответствующей обязанности на администрацию городского округа Саранск основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку на основании вышеизложенных норм законодательства, предусматривающих организацию ритуальных услуг, содержание мест захоронения на территории городского округа Саранск, именно орган местного самоуправления осуществляет данные функции.
Согласно положениям статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
При таком положении ссылка представителя администрации на отсутствие в бюджете денежных средств на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения является ошибочной, так как данное обстоятельство не является непредотвратимым и чрезвычайным обстоятельством, по причине которого не могут быть исполнены законные требования прокурора района.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что суд не определил какие мероприятия необходимо выполнить для определения зеленой зоны территории кладбища.
Исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О погребении и похоронном деле", и порядок применения указанных нормативных актов определяется органом местного самоуправления самостоятельно.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела, в связи с чем не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу директора департамента по правовым вопросам администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П.Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.