Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
Ериной Н.П.
судей Скипальской Л.И.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 сентября 2014 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Тувышкина Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.1-4).
В обоснование требований указала, что 21 января 2014 г. она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика "N" от 21 апреля 2014 г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы в 30 лет. В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 01 июня 1998 г. по 16 августа 1998 г., с 12 сентября 1998 г. по 09 октября 1998 г. в должности медицинской сестры поликлинического отделения МСЧ Управления социального развития (УCP) ОАО "Лисма", с 10 октября 1998 г. по 09 марта 1999 г., с 11 марта 1999 г. по 31 января 2000 г. в должности медицинской сестры поликлинического отделения МСЧ Управления социальной сферы (УСС) ОАО "Лисма", поскольку наименование структурного подразделения "Управление социального развития" (УСР) и "Управление социальной сферы" (УСС), не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. Согласно штатному расписанию Тувышкина Т.Г. значится в поликлиническом отделении МСЧ Управления социального развития (УСР) ОАО "Лисма" с 01 июня 1998 г.
С данным решением истица не согласилась, просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 21 апреля 2014 г. в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 01 июня 1998 г. по 16 августа 1998 г., с 12 сентября 1998 г. по 09 октября 1998 г. в должности медицинской сестры поликлинического отделения МСЧ Управления социального развития (УСР) ОАО "Лисма", с 10 октября 1998 г. по 09 марта 1999 г., с 11 марта 1999 г. по 31 января 2000 г. в должности медицинской сестры поликлинического отделения МСЧ Управления социальной сферы (УСС) ОАО "Лисма", возложить обязанность на ответчика включить данные периоды работы в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении и назначить пенсию с 21 января 2014 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2014 г. исковые требования Тувышкиной Т.Г. удовлетворены в полном объеме (л.д.164-173).
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считал решение суда необоснованным и незаконным, подлежащим отмене с принятием нового решения по делу. Сослался на невозможность зачета в специальный стаж истицы спорных периодов ее работы, поскольку наименование структурного подразделения, где работала истица, не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (л.д.178-179).
В возражениях на апелляционную жалобу истица Тувышкина Т.Г. просила оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения (л.д.184-185).
В судебное заседание истица Тувышкина Т.Г., представитель истицы Шукшина И.А., представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
В соответствии с частью третьей статьи 167 и частью первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 января 2014 г. Тувышкина Т.Г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (л.д.60-63).
Решением начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 21 апреля 2014 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 28 лет 5 месяцев (л.д.6-7).
В специальный стаж не включены периоды ее работы с 01 июня 1998 г. по 16 августа 1998 г., с 12 сентября 1998 г. по 09 октября 1998 г. в должности медицинской сестры поликлинического отделения МСЧ Управления социального развития (УСР) ОАО "Лисма", с 10 октября 1998 г. по 09 марта 1999 г., с 11 марта 1999 г. по 31 января 2000 г. в должности медицинской сестры поликлинического отделения МСЧ Управления социальной сферы (УСС) ОАО "Лисма", поскольку наименование структурного подразделения "Управление социального развития" (УСР) и "Управление социальной сферы" (УСС), не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. Согласно штатному расписанию Тувышкина Т.Г. значится в поликлиническом отделении МСЧ Управления социального развития (УСР) ОАО "Лисма" с 01 июня 1998 г.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж Тувышкиной Т.Г. оспариваемых периодов ее работы, является незаконным. При этом суд правильно руководствовался нормами материального права, подлежащими применению и регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 г.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Таким образом, при рассмотрении заявления Тувышкиной Т.Г., претендовавшей на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могли быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, в частности, постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно пункту 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работавшие в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе и в здравпунктах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Данным Списком предусмотрена должность среднего медицинского персонала - медицинская сестра в медико-санитарной части.
Из трудовой книжки, выданной на имя Тувышкиной Т.Г. следует, что она 01 июня 1998 г. принята в МСЧ ОАО "Лисма", поликлиническое отделение "N" медсестрой процедурного кабинета в порядке перевода с МСЧ "Лисма" на основании приказа "N" от 25 июня 1998 г.(запись N12). Согласно записи N 13 следует, что 07 октября 1998 г. МСЧ реорганизована в Управление социальной сферы (УСС), приказ "N" от 07 октября 1998 г. Однако, имеется запись "Запись под N13 считать недействительной". Приказом "N" от 23 июля 2001 г. по ОАО "Лисма" Тувышкина Т.Г. уволена в порядке перевода в Негосударственное учреждение здравоохранения - МСЧ "Лисма-Мед" (л.д. 9-20).
Приказом ОАО "Лисма" от 07 октября 1998 г. "N" во исполнение плана реструктуризации с 10 октября 1998 г. упразднены как самостоятельные структурные подразделения: Управление общественного питания и товарообменных операций (УОПиТО), Управление социального развития (УCP) и на их базе создано Управление социальной сферы (л.д. 21).
Из справки, уточняющей характер работы ОАО "Лисма" от 21 апреля 2014 г. следует, что Тувышкина Т.Г. действительно работала в структурных подразделениях ОАО "Лисма" на полную ставку, полный рабочий день в том числе "медико-санитарная часть УСР" по профессии "медицинская сестра поликлинического отделения" с 01 июня по 06 октября 1998 г.; "управление социальной сферы УСС" по профессии "медицинская сестра поликлинического отделения" с 07 октября 1998 г. по 31 января 2000 г.; по профессии "медицинская сестра поликлиники N1" 01 февраля 2000 г. по 30 июля 2002 г.
Таким образом, является верным вывод суда о том, что учреждение, в котором работала истица в период с 07 октября 1998 г. по 31 января 2000 г. ( Управление социальной сферы ОАО "Лисма"), являлось подразделением медико-санитарной части ОАО "Лисма" и его деятельность была направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению работников ОАО "Лисма".
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда и повторяют основания, изложенные в решении ответчика об отказе, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П.Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.