Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой М.Н.,
судей Оконешниковой М.М., Холмогорова И.К.,
при секретаре Марковой Д.Р., с участием представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному округу Самойловой О.А., представителя УФССП по РС (Я) Томского Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2014 года по делу по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному округу о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя ЯМО по ИОВИП УФССП Республике Саха (Якутия), которым
постановлено:
Заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному округу о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя ЯМО по ИОВИП УФССП Республике Саха (Якутия), оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., объяснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене в части требования судебного пристава - исполнителя по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Саха (Якутия) от 28 мая 2014 года. В п. 1 требования указано о необходимости предоставления информации о направлении заявки на осуществление уничтожения алкогольной продукции, в п. 2 - об обеспечении приема по акту приема-передачи алкогольной продукции специализированной организацией в срок, установленный соглашением. Считает второй пункт требования незаконным в связи с тем, что передача продукции производится именно судебным приставом исполнителем. Просит признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя по направлению требования, второй пункт требования отменить, приостановить действие второго пункта до вступления в силу решения суда.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласен заявитель. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Поддерживает доводы, приведенные в заявлении, указывает на неправильное применение судом норм материального права, неправильно определены обстоятельств, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает необходимым отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно избирать организацию по уничтожению продукции, как следствие, признал действия по понуждению заявителя к принятию мер по переработке или уничтожению конфискованного алкоголя, законными и не нарушающими прав и интересов заявителя.
Судебная коллегия считает данный вывод суда неправильным.
Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка N 59 г. Якутск Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2013 года Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа и конфискацией предметов административного правонарушения - алкогольной продукции, изъятой, изъятой по протоколу изъятия от 04 мая 2013 года с последующим уничтожением.
28 мая 2014 года заявителю направлено требование N ... судебного пристава исполнителя ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС (Я) К., с предметом исполнения - конфискация алкогольной продукции по вышеприведенному административному материалу.
Согласно п. 1 требования в 5-дневный срок необходимо предоставить информацию о направлении в специализированную организацию заявки о необходимости осуществить уничтожение алкогольной продукции согласно п.п. 2.3, п. 2 Соглашения от 24 декабря 2013 года N 12/01-34/Сог-4 "О порядке взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при передаче на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота, конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п. 2 требования необходимо обеспечить прием по акту приема-передачи алкогольной продукции специализированной организацией в срок, установленный вышеуказанным соглашением.
На основании уведомления ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС (Я) (л.д.9) заявителем в адрес ОАО "Росспиртпром" направлена заявка о необходимости осуществить уничтожение алкогольной продукции (л.д. 10), что подтверждается реестром N ... на корреспонденцию, направляемую через фельдъегерскую службу от 16 апреля 2014 года.
С данной организацией Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка заключен государственный контракт N ... от 12 марта 2014 года на оказание услуг по перевозке, хранению, переработке или уничтожению изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, обязанность по направлению в специализированную организацию заявки о необходимости осуществить уничтожение алкогольной продукции согласно п.п. 2.3, п. 2 Соглашения от 24 декабря 2013 года N 12/01-34/Сог-4 "О порядке взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при передаче на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота, конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу исполнена.
В данной части требование заявителем не оспаривается.
Однако, судебная коллегия считает, что требование об обеспечении приема по акту приема-передачи алкогольной продукции специализированной организацией, является незаконным.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 N 430 "О переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", перевозка такой продукции до мест ее хранения, переработка и уничтожение осуществляется организациями, привлекаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Государственным заказчиком по размещению заказов на оказание услуг по перевозке, хранению, переработке и уничтожению изъятой и конфискованной продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
На основании п. 5 Положения об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящаяся на хранении в установленном порядке продукция для уничтожения передается организации органами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право исполнять решение о конфискации продукции (далее - уполномоченные органы), по акту приема-передачи на основании судебного акта, предусматривающего конфискацию продукции (далее - судебный акт).
Уполномоченный орган для передачи продукции организации направляет в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган), расположенный на наименьшем расстоянии от места нахождения продукции, уведомление о готовности передачи на уничтожение продукции (далее - уведомление). В уведомлении указываются место нахождения, вид, количество (объем) продукции, тара, а также содержание этилового спирта в продукции.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы на основании ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При назначении наказания в виде конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, суд, руководствуясь ст. 32.4 КоАП РФ, суд направляет исполнительный лист судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к ответственности, либо по месту нахождения его имущества.
В соответствии с пп. 5.3.5(1) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 154 (в ред. Постановления Правительства от 22.05.2013 г. N 430) организация уничтожения изъятых из незаконного оборота в установленном порядке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, и уничтожения конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возложена на Росалкогольрегулирование.
Территориальный орган, которым является Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, в течение 2 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа уведомления направляет в организацию, расположенную на наименьшем расстоянии от места нахождения продукции, заявку о необходимости осуществить уничтожение продукции. В такой заявке указываются место нахождения, вид, количество (объем) продукции, тара, а также содержание этилового спирта в продукции в соответствии со сведениями, приведенными в уведомлении.
Организация осуществляет прием продукции от уполномоченного органа для уничтожения не позднее 10 календарных дней со дня получения от территориального органа указанной заявки.
Акт приема-передачи составляется организацией в 3 экземплярах, один из которых остается у уполномоченного органа, а два других - у организации.
Один экземпляр акта приема-передачи направляется организацией в течение 5 рабочих дней со дня его составления в территориальный орган.
Из правового смысла вышеприведенных норм права следует, что органом, уполномоченным на принудительное исполнение судебного акта, и, соответственно, передачу продукции, подлежащей уничтожению, специализированной организации, является УФССП по месту хранения конфискованного имущества.
Данная обязанность судебного пристава-исполнителя также подтверждается п.2.4 Соглашения от 24 декабря 2013 года N 12/01-34/Сог-4 "О порядке взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при передаче на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота, конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которому передача продукции специализированной организации производится судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи продукции.
Таком образом, вывод суда первой инстанции о соответствии закону требования судебного пристава-исполнителя в части обеспечения приема по акту приема-передачи алкогольной продукции специализированной организацией, основан на неправильном применении норм материального права. В данном случае, не установлено, что судебный пристав-исполнитель вынужден был самостоятельно выбирать специализированную организацию и направлять в ее адрес заявку.
Главой 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрены ряд исполнительных действий и мер принудительного исполнения, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Возложение судебным приставом-исполнителем на организацию обязанности, прямо не предусмотренной законом либо межведомственным соглашением, является нарушением ее законных интересов.
Ч. 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.
С учетом указанных обстоятельств решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. По делу надлежит принять новое решение, которым заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному округу в части признания незаконным и отмене п. 2 требования судебного пристава исполнителя ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС (Я) К. N ... от 28 мая 2014 года об обеспечении приема по акту приема-передачи алкогольной продукции специализированной организацией, удовлетворить.
Согласно ч. 4 ст. 254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. В силу ч. 5 ст. 329 ГПК РФ определения суда апелляционной инстанции вступают в законную силу со дня их принятия.
В таком случае, заявление в части приостановления действия оспариваемого требования, удовлетворению не подлежит, решение суда в данной части подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2014 года по данному делу отменить в части отказа в признании незаконным п. 2 требования судебного пристава исполнителя ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС (Я) N ... от 28 мая 2014 года.
Принять в указанной части новое решение, которым п. 2 требования судебного пристава исполнителя ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС (Я) К. N ... от 28 мая 2014 года об обеспечении приема по акту приема-передачи алкогольной продукции специализированной организацией, признать незаконным и отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Иванова М.Н.
Судьи: Оконешникова М.М.
Холмогоров И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.