Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой М.Н.,
судей Оконешниковой М.М., Холмогорова И.К.,
при секретаре Никифоровой Н.А., с участием прокурора Щекалевой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2014 года по делу по иску прокурора города Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия, которым
постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) организовать сбор и вывоз отходов, находящихся напротив дома N ... по улице ... в ... в виде колесных шин, бытовых отходов, кузовов автомашины и металлолома, общей площадью более 10 квадратных метра.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., объяснения прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц в силу требований действующего законодательства, в том числе Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обратился в суд с требованием к ответчику об обязании сбора и вывоза твердых бытовых отходов, выявленных при проверке на территории муниципального образования "Город Мирный" в районе дома N ... по улице ... в виде колесных шин, бытовых отходов, кузовов автомашины и металлолома, общей площадью более 10 квадратных метра.
Судом принято вышеуказанное решение, законность и обоснованность которого оспаривается ответчиком. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что отсутствуют правовые основания для привлечения к понуждению ликвидации несанкционированной свалки, поскольку им осуществляются все меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, прокурором г.Мирного с привлечением старшего государственного инспектора Оперативной инспекции государственного экологического контроля (надзора) Министерства охраны природы РС(Я) проведена проверка соблюдения МО "г.Мирный" природоохранного и экологического законодательства.
В результате проведенной проверки по напротив дома N ... по улице ... г. ... установлено наличие несанкционированной свалки в виде колесных шин, бытовых отходов, кузовов автомашины и металлолома.
Указанная несанкционированная свалка находится на территории МО "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия), организация сбора и вывоза которых в силу действующего законодательства является обязанностью администрации муниципального образования; установлено, что сбор и вывоз указанной несанкционированной свалки на сегодняшний день не осуществлены, что не оспаривается участниками процесса.
Судом установлено, что ликвидация несанкционированной свалки на день рассмотрения дела не осуществлена, что не оспаривается сторонами.
Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов в силу действующего законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления, в данном случае администрации МО "г.Мирный".
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в ст. 11 ФЗ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в абз. 2 ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч.1 ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно ч.1 ст.7 указанного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, органом местного самоуправления полномочия, возложенные на него законом, осуществляются с нарушением закона. Неисполнение администрацией г.Мирного требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы в жалобе об отсутствии оснований для возложения обязанности по организации утилизации и переработке отходов является несостоятельными. Ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств надлежащего исполнения указанной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2014 года по делу по иску прокурора города Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова М.Н.
Судьи: Оконешникова М.М.
Холмогоров И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.