Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н.,
судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,
с участием прокурора Посельского Ф.В.
при секретаре Неустроевой С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 25 июня 2014 г., которым по делу по заявлению исполняющего обязанности прокурора Мегино-Кангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Балыктахский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников "Звездочка" и администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" о возложении обязанности оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Заявление исполняющего обязанности прокурора района удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Балыктахский детский сад "Звездочка" и администрацию муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до 01 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., выслушав пояснения представителя администрации МР "Мегино-Кангаласский район" Титова ФС, представителя МКУ "Мегино-Кангаласское районное управление образовании" МР "Мегино-Кангаласский район" Афанасьева А.А., заключение прокурора Посельского Ф.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Мегино-Кангаласского района Габайдуллин Н.С. обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Балыктахский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников "Звездочка" (далее - МБДОУ "Балыктахский детский сад "Звездочка") указав, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а именно, в здании детского сада отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, в связи с чем, просил суд обязать оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - глава администрации МР " ... " С. ставит вопрос об отмене решения, указывая на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Полагает, что суд принял решение при отсутствии конкретных законодательных и нормативных требований, предписывающих оборудовать здание дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке системой видеонаблюдения. Кроме того, ссылается на то, что по мере возможности принимаются достаточные меры для обеспечения безопасности обучаемых.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с п.п.1 и 7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Судом первой инстанции установлено, что в МБДОУ "Балыктахский детский сад "Звездочка" отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение.
Судебная коллегия признает правильным вывод суда, что отсутствие технического контроля за обстановкой нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Согласно п.2 и 15 ч.3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения, как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности и обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности,
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался положениями Федеральных законов "О противодействии терроризму", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", СНиП 31-06-2009 и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности обустроить детский сад системой видеонаблюдения, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
Учитывая изложенное несостоятельны доводы апелляционной жалобы об отсутствии конкретных законодательных и нормативных требований, предписывающих оборудовать здание дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке системой видеонаблюдения, как необоснованны и ссылки в жалобе на принятие по мере возможности достаточных мер для обеспечения безопасности в дошкольном учреждении.
Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц и в первую очередь за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.
Судебная коллегия считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 25 июня 2014 г. по делу по заявлению исполняющего обязанности прокурора Мегино-Кангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Балыктахский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников "Звездочка" и администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" о возложении обязанности оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.Н. Иванова
Судьи М.М. Оконешникова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.