Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой М.Н.,
судей Оконешниковой М.М., Холмогорова И.К.,
при секретаре Никифоровой Н.А., с участием прокурора Ефремова Д.В., представителя заявителя Саргыдаевой О.Н., представителя заинтересованного лица Иванова В.С., представителя избирательной комиссии муниципального образования "г. Нюрба" Слепцовой Ж.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителей и апелляционное представление на решение Нюрбинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 года по заявлению кандидатов на должность ... Иннокентьева А.М., Кардашевской Т.Г. об отмене регистрации кандидата на должность ... Ли-фу В.А., которым
постановлено:
Отказать в удовлетворении заявления кандидатов на должность ... Иннокентьева А.М., Кардашевской Т.Г. об отмене регистрации кандидата на должность ... Ли-фу В.А..
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандидаты на должность ... Иннокентьев А.М., Кардашевская Т.Г. обратились в суд с заявлением об отмене решения Избирательной комиссии N ... от 06 августа 2014 года "О регистрации кандидата на должность ... Ли-Фу В.А. В обоснование требований указали, что кандидат Ли-Фу В.А. выдвинут конференцией Нюрбинского местного отделения Якутского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в нарушение устава политической партии, без соблюдения процедуры тайного голосования, также не предоставлен документ о государственной регистрации избирательного объединения, в связи с этим избирательная комиссия поставила кандидатов на неравное положение, зарегистрировав кандидата Ли-Фу В.А. с нарушениями закона. Просят суд отменить регистрацию кандидата Ли-Фу В.А.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласны заявители. В апелляционной жалобе просят отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей, судом допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, предусматривающих отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если будет установлено, что решение было принято с нарушением требований, предусмотренных законом. В том числе, указывают, что судом ошибочно установлено соблюдение процедуры тайного голосования при выдвижении кандидата.
Прокурор в апелляционном представлении просит суд отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявления по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что при обращении в ИКМО "г. Нюрба" по решению местного отделения партии, решение о создании такого отделения предоставлено не было, при выдвижении кандидата на должность ... была нарушена тайна голосования.
Изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражения на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений требований, предусмотренных ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.6 ст.39 Закона Республика Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", а также иных, предусмотренных действующим законодательством, избирательной комиссией МО "Город Нюрба" при регистрации Ли-Фу В.А. кандидатом на должность ... не имеется. При данных обстоятельствах требования кандидатов Иннокентьева А.М., Кардашевской Т.Г. суд счел необоснованными, цель которых не восстановление нарушенного права, а устранение конкурента по выборам.
Судебная коллегия считает данный вывод основанным на неправильном применении норм материального права и неправильном установлении фактических обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что решением ИКМО "г. Нюрба" от 06.08.2014 г. N ... , Ли-Фу В.А. зарегистрирован кандидатом на должность ... на досрочных выборах 14.09.2014 г. (л.д.68).
Из указанного решения следует, что Ли-фу В.А. выдвинут кандидатом местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Нюрбинского района.
Ч. 1 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения).
В силу ст. 35 п. 14.1 п.п. г ФЗ N 67-ФЗ, п. 2. ч. 11 ст. 39
Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV представитель избирательного объединения, которое выдвинуло кандидата, в случае если это объединение не является юридическим лицом, представляет в избирательную комиссию решение о создании такого избирательного объединения.
Решения о создании Нюрбинского местного отделения ВПП "Едина Россия" в ИКМО "г. Нюрба" представлено не было.
В силу п.п. в п. 24 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с ФЗ N 67-ФЗ, законом РС (Я) от 28.09.2011 964-З N 815-IV, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата.Приложение протокола о создании местного отделения партии ВПП "Единая Россия" в г.Нюрба и местного политического совета от 30 сентября 2002 года к возражению на апелляционную жалобу, не свидетельствует о соблюдении требований закона, поскольку необходимые документы должны быть представлены в ИКМО г. Нюрба до регистрации кандидата.
Судебной коллегией также установлено нарушение процедуры тайного голосования при выдвижении кандидата на муниципальные выборы.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Согласно п.п. 14.1, 14.2, 14.7.4 и 14.7.4.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" местное отделение является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность, как правило, в пределах территории соответствующего муниципального образования. Местные отделения создаются, как правило, решением Регионального политического совета Партии. Заседания местного политического совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов зарегистрированных на заседании членов местного политического совета (за исключением случаев, установленных настоящим Уставом) при наличии кворума.
Пунктом 14.7.14.1 вышеназванного Устава предусмотрено, что местный политический совет выдвигает тайным голосованием по согласованию с региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления (если иной порядок не установлен настоящим Уставом).
Решением N ... расширенного заседания РПС ЯРО ВПП "Единая Россия" 03 февраля 2014 года утвержден Регламент по организации проведению предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами на выборах в органы местного самоуправления РС (Я) 14 сентября 2014 года.
Согласно п. 7.5 данного регламента, в помещениях для голосования должны быть обеспечены условия для проведения тайного голосования (оборудованы кабины для тайного голосования, предусмотрены урны для тайного голосования, помещение для работы счетной (избирательной) комиссии).
В материалах дела имеется протокол Внеочередной партийной Конференции Нюрбинского местного отделения ЯРО ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (л,д. 19-25).
Из содержания указанного протокола следует, что из присутствующих 36 участников конференции по вопросу об утверждении кандидатуры Ли-Фу В.А. на должность ... "за" проголосовало 36 человек. При этом имеется указание о том, что решение было принято по итогам предварительного народного голосования.
На основании изложенного, и руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что решение о выдвижении Ли-Фу В.А. принималось открытым голосованием. В тексте протокола не указано о проведении тайного голосования, отсутствует информация об избрании счетной комиссии, изготовлении бюллетеней для тайного голосования, содержится отметка о количестве воздержавшихся от голосования, что не соответствует форме тайного голосования.
Таким образом, требование Устава ВПП "Единая Россия" о тайном голосовании на выдвижение кандидата на выборные должности в органах местного самоуправления, не исполнено.
Кроме того, согласно 14.6.5 к компетенции Конференции местного отделения относится выдвижение кандидатов, за исключением глав муниципальных образований.
Однако, решение о выдвижении Ли-Фу В.А. кандидатом на должность ... принято Внеочередной партийной конференции Нюрбинского местного отделения ЯРО ВПП "Единая Россия", а не Местным политическим советом (л.д. 18), т.е. органом, не уполномоченным на принятие таких решений.
В соответствии с п. 6 и 7 ст. 76 ФЗ N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации, регистрация кандидата могут быть отменены, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 ст. 38 Федерального закона.
Согласно п.п. "б", "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона ФЗ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции о том, что наличие обстоятельств, исключающих возможность Ли-Фу В.А. участия в выборах в качестве кандидата, нарушений им при предоставлении необходимых документов для регистрации, а также избирательной комиссией, принявшей оспариваемое решение, судом не установлено, необоснованными. Выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и постановлены без учета юридически значимых обстоятельств.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для отмены судебного постановления. По делу следует принять новое решение об удовлетворении заявления избирательной комиссии муниципального образования об отмене решения о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нюрбинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым заявление кандидатов на должность ... Иннокентьева А.М., Кардашевской Т.Г. удовлетворить: Решение Нюрбинской избирательной комиссии N ... от 06 августа 2014 года "О регистрации кандидата на должность ... Ли-Фу В.А." отменить.
Председательствующий: Иванова М.Н.
Судьи: Оконешникова М.М.
Холмогоров И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.