Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Васильевой В.Г.,
судей Холмогорова И.К., Федоровой Г.А.,
при секретаре Сивцевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Окружной Администрации г. Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2014 года по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСтрой" о признании движимого имущества бесхозяйным, которым
п о с т а н о в л е н о:
Признать движимое имущество - накопительная емкость под канализацию с подводящими канализационной сетью, расположенное по адресу: ... - бесхозяйным и передать в собственность Общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСтрой".
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.А., пояснения представителя ответчика Владимирова М.А., представителя истца Воробьева М.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЖилКомСтрой" обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйной накопительной металлической емкости под канализацию объемом 50 м3, находящейся по адресу ... в ... и о признании на нее права собственности, обосновывая свои требования тем, что указанный объект находился в неудовлетворительном техническом состоянии, имелись обширные разливы фекальных вод на рельеф.
С 2013 года истец фактически вступил во владение указанного объекта, а именно, заключил договор с управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом, который подключен к указанному объекту, договора на оказание услуг по водоотведению, на вывоз и захоронение отходов, произвел ремонт и утепление накопительной емкости под канализацию и подводящих сетей. С момента вступления во владение данным объектом ни одно лицо не заявило своих прав на указанное имущество. Для урегулирования тарифов для населения возникла необходимость установления права собственности на объект - накопительную емкость под канализацию с подводящими канализационной сетью.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо - Окружная администрация г. Якутска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с незаконностью и необоснованностью, указывает, что канализационный септик относится к объектам недвижимого имущества, администрацией спорный септик признан бесхозяйным с 2013 года, фактически заявитель завладел объектом незаконно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Судом установлено, что ООО "ЖилКомСтрой" обслуживает объект с подводящими канализационными сетями: по ... - накопительная металлическая емкость объемом 50 м3, протяженность сети от дома до объекта 150 п.м.
Признавая указанный объект бесхозяйным и передавая в собственность ООО "ЖилКомСтрой", суд исходил из того, что имущество не принято в муниципальную собственность, также не является общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирных домах, поступило во владение и обслуживается истцом.
Из анализа представленных доказательств суд пришел к неправильному выводу о том, что спорный объект является движимым имуществом.
Канализационный септик по своим техническим характеристикам является инженерным сооружением водоотведения и предназначен для транспортировки сточных вод. Он в свое время возведен как объект недвижимости в установленном законом порядке с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Доказательств обратного суду не представлено.
Пунктами 4 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования, на соответствующий учет в качестве бесхозяйного.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 18 декабря 2013 г. N ... "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа " ... " объект - септик, расположенный по адресу: ... признан бесхозяйным имуществом и определена ответственная организация по временной эксплуатации - МУП "Жилкомсервис", исходя из этого статус объекта признан бесхозяйным с 2013 г.
Таким образом, суд ошибочно руководствовался требованиями ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации и в нарушение ст.262 ГПК РФ рассмотрел заявление в порядке особого производства.
Решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2014 года по данному делу отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСтрой" о признании движимого имущества бесхозяйным - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующая: Васильева В.Г.
Судьи: Холмогоров И.К.
Федорова Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.