Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Канзая А.А.
при секретаре Чимит Е.Ш.,
с участием переводчика Иргит Р.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах С., к Управлению образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ** о возложении обязанности выплачивать заработную плату С., в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2013 года N 336 "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых правоотношений по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Дзун-Хемчикского района на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 14 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., прокурора Ойдуп У.М., истца С.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва обратилась в суд с иском в интересах С., к Управлению образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ** (далее - МБДОУ **) о возложении обязанности при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда выплачивать заработную плату С., в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения изменений в Федеральный закон от 02 декабря 2013 года N 336 "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых правоотношений. В обоснование иска указано, что в прокуратуру района поступило коллективное заявление от учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала МБДОУ ** о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за периоды 2013 и истекший период 2014 года. В результате проверки установлено, что С. работает в ** с 2010 года и имеет оклад ** рублей. Согласно п. 1.8 Устава ** учредителем является администрация муниципального района "Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва". Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования осуществляет Управление образования администрации муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва. Заработная плата работников учреждения устанавливается учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работников, сложности и условий выполняемой работы. Условия оплаты труда работника учреждения указываются в трудовом договоре с ним либо в приложении (отдельном соглашении) к трудовому договору в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда. Статьёй 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Нормами трудового законодательства также предусмотрено, что оплата труда, выполненного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1976 года N 1029 утверждён перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, к которым относится и Республика Тыва. Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" определено, что с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда составляет 5 554 рубля в месяц. В главе 50 ТК РФ закреплена государственная гарантия по выплате повышенной заработной платы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная гарантия заключается в том, что заработная плата таких работников состоит из минимального размера оплаты труда, а также начисленных на неё районного коэффициента и северной надбавки. Ежемесячный размер заработной платы работников учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала МБДОУ **, если они отработали полную норму рабочего времени и выполнили норму труда, должен составлять с 1 января 2014 года не менее ** рубля в месяц. На этот размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 50 %, поскольку учреждение, в котором работают заявители, находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и рабочее место работника совпадает с местом нахождения учреждения. Таким образом, размер начисленной за месяц заработной платы не может быть менее ** рублей в 2014 году. В нарушение вышеперечисленных норм законов С., отработав полную норму рабочего времени и выполнив нормы труда за месяц, получает ** рублей. В результате проверки установлено, что бухгалтерией работнику выдавалась заработная плата без начисления районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 50%. Также видно, что установленная федеральным законом государственная гарантия на оплату труда в размере не ниже минимального размера оплаты труда работодателем не соблюдена. Просит возложить на ответчиков обязанность выплачивать заработную плату С., в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, - 5 554 рубля, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2013 года N 336 "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых правоотношений.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 14 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
Не согласившись с решением суда, старший помощник прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование указав, что судом не учтены положения ст. ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, согласно которым заработная плата с учётом оклада и всех стимулирующих выплат должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, после чего подлежат начислению районный и северный коэффициент.
Прокурор Ойдуп У.М. и истец С. в судебном заседании апелляционное представление поддержали по доводам, изложенным в нём.
Представители ответчиков - Управления образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва, МБДОУ ** в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом по делу установлено и подтверждается материалами дела, что истец С. принята на работу в МБДОУ ** с 1 сентября 2007 года на должность младшего воспитателя с тарифной ставкой (окладом) ** рублей.
Согласно пояснениям представителя МБДОУ ** в приказе о приёме на работу С. ошибочно указана вместо оклада заработная плата, фактически оклад составляет ** рублей, а заработная плата - ** рублей.
Из штатного расписания МБДОУ **, утверждённого приказом от 1 сентября 2013 года N 24, видно, что в данном учреждении имеется должность младшего воспитателя, количество штатных единиц - 3, 96, с 1 сентября 2013 года тарифная ставка (оклад) по данной должности составляет на одного человека - ** рублей.
Из расчётно-платёжных ведомостей за январь, февраль, март, апрель, май 2014 года следует, что С. имеет оклад ** рублей, ей установлена доплата в размере ** рубль, её заработная плата с учётом районного коэффициента и северной надбавки составляет ** рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришёл к выводу, что нарушения трудовых прав С. при выплате ей заработной платы ответчиками не допущено, заработная плата С. начисляется не ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не согласна.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
На основании ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года составляет 5 554 рубля в месяц.
Таким образом, заработная плата истца С. с 1 января 2014 года при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда должна быть не ниже ** рублей.
В связи с чем решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах С. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ** нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Решение в части отказа в удовлетворении иска заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах С. к Управлению образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва подлежит оставлению без изменения, так как Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва не является работодателем С. соответственно на него нельзя возложить обязанность по выплате заработной платы истцу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 14 июля 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении иска заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах С. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ** и принять в этой части новое решение следующего содержания:
"Исковые требования заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах С. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ** удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ** при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда выплачивать заработную плату С. в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, - 5 554 рубля с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых правоотношений.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 октября 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.