Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Сентяковой Н.Н., Ахкямова Р.Р.,
при секретаре Садыковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 03 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Завьяловский район" УР на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 04 апреля 2014 года, которым заявление Л.А.А. об оспаривании решения Администрации муниципального образования "Завьяловский район" УР об отказе в предоставлении земельного участка удовлетворено.
Признан незаконным и несоответствующим Земельному кодексу РФ отказ Администрации муниципального образования "Завьяловский район" УР в предоставлении Л.А.А. земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного на территории "данные изъяты"" для садоводства сроком на три года, выраженный в письме N от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.А.А. (далее по тексту - заявитель) обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации муниципального образования "Завьяловский район" УР (далее - Администрация МО "Завьяловский район", Администрация) об отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного на территории "данные изъяты" для садоводства сроком на три года, выраженный в письме N от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что 01 февраля 2012года он обратился в Администрацию МО "Завьяловский район" УР с заявлением о предоставлении ему земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного на территории "данные изъяты" для садоводства в аренду на 3 года. Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО "Завьяловский район" УР отказала ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в силу ст.83 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов. По мнению заявителя, отказ Администрации МО "Завьяловский район" УР является незаконным, поэтому Л.А.А. просил признать незаконным и несоответствующим Земельному кодексу РФ отказ Администрации МО "Завьяловский район" УР в предоставлении ему земельного участка ориентировочной площадью 1 000 кв.м, расположенного на территории "данные изъяты" "данные изъяты" для садоводства, выраженный в письме N от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация "данные изъяты"
В судебное заседание заявитель Л.А.А. не явился, извещен надлежащим образом, в суд направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Заинтересованное лицо, администрация МО "Ягульское", извещено надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц
Представитель заинтересованного лица - Администрации МО "Завьяловский район" УР Б.Ж.В. против удовлетворения требований возражала, указав, что испрашиваемый Л.А.А. земельный участок не может быть предоставлен для садоводства, поскольку в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предназначен для застройки и развития территории населенного пункта. Данный земельный участок возможно сформировать и предоставить с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства", который можно использовать как для сельскохозяйственного производства, так и для застройки. В соответствии со статьей 30 ЗК РФ земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения торгов.
Суд постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация МО "Завьяловский район" УР обратилась в Верховный Суд УР с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В качестве оснований для отмены указывает на то, что судом неправильно применены нормы права. В жалобе указано, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, на государственном кадастровом учете не состоит. В соответствии с утвержденными в настоящее время правилами землепользования и застройки территории, территория, на которой расположен земельный участок, относится к зоне жилой застройки. Испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован с разрешенным использованием "для садоводства" или "для огородничества", в связи с чем предоставление земельного участка заявителю невозможно. Администрацией при повторном рассмотрении заявления Л.А.А. принято решение о возможности формирования и предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного участка), который можно использовать в заявленных заявителем целях, а также он соответствует градостроительному регламенту. Земельный участок будет сформирован и реализован путем проведения торгов. Судом не учтено, что в связи с действующей градостроительной документацией участок для садоводства предоставить невозможно. Судом не учтено, что Администрация не отказала заявителю в предоставлении земельного участка, а указала на возможность его приобретения на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 декабря 2012 года Л.А.А. обратился в Администрацию МО "Завьяловский район" УР с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного на территории "данные изъяты" для ведения садоводства в аренду сроком на 3 года.
01 февраля 2013 года заявитель повторно обратился в Администрацию МО "Завьяловский район" УР с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды на три года, уточнив масштаб земельного участка на картографическом материале, в котором отображено, что в действительности земельный участок расположен от берега протекающего ручья на расстоянии более 50 метров.
22 октября 2013 года Администрацией МО "Завьяловский район" УР письмом N направлено сообщение, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для садоводства, поскольку в соответствии со статьей 83 ЗК РФ предназначен для застройки и развития территории населенного пункта. Администрация считает возможным сформировать и предоставить земельный участок с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства", который можно использовать как для сельскохозяйственных целей, так и для застройки. В соответствии со статьей 30 ЗК РФ земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения торгов, в порядке, установленном статьей 38 ЗК РФ.
29 января 2014 года Л.А.А., не согласившись с указанным ответом, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации МО "Завьяловский район" УР об отказе в предоставлении ему земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции счел заявленные Л.А.А. требования подлежащими удовлетворению, а отказ Администрации МО "Завьяловский район" незаконным, несоответствующим статьям 34, 83, 85 ЗК РФ.
Между тем, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном понимании и применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Так, заявителем испрашивается земельный участок для ведения садоводства. ЗК РФ порядок предоставления участков для садоводства не регламентирован, лишь статья 33 ЗК РФ указывает на установление предельных размеров земельного участка для садоводства.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества. Указанная правовая норма содержит исчерпывающий перечень целей предоставления гражданам земель сельскохозяйственного назначения и расширительному толкованию не подлежит.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) устанавливает, что предметом регулирования данного Закона являются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Таким образом, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для садоводства, осуществляется ЗК РФ и специальным федеральным законом, положения которого при решении вопроса о предоставлении земельного участка для садоводства должны применяться органом местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 66-ФЗ для определения наиболее благоприятных для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства территорий осуществляется предварительное зонирование.
Вместе с тем положениями этого же закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 13), которые, в свою очередь, являются заказчиками схем зонирования территорий для размещения названных объединений (пункт 3 статьи 12); при зонировании территорий определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства (пункт 1 статьи 12).
Таким образом, предоставление земельного участка для ведения садоводства без учета требований упомянутого закона не представляется возможным.
Помимо изложенного, судебная коллегия отмечает, что пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ определено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
С учетом изложенного, вид разрешенного использования выбирается не произвольно, а с учетом правил землепользования и застройки, в которых установлены территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в таких зонах.
Из материалов дела видно, что земельный участок, который испрашивался Л.А.А. в целях использования под ведение садоводства, относится к категории земель населенных пунктов, схема зонирования территории населенного пункта для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами местного самоуправления на момент рассмотрения спора не была разработана.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 83 ЗК РФ указывает на возможность использования земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, для ведения садоводства. Вместе с тем, эти выводы суда основаны на неверном толковании положений части 1 статьи 83 ЗК РФ, которая определяет лишь общее целевое назначение земель, относящихся к категории "земли населенных пунктов", но не регулирует вопросы относительно разрешенного использования земельных участков в границах конкретных территориальных зон.
Выводы суда первой инстанции о том, что статья 85 ЗК РФ предусматривает в составе земель населенного пункта зоны сельскохозяйственного использования, что не исключает использования земли под садоводство на землях населенного пункта, несостоятельны, поскольку правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласований предусмотрена при наличии зонирования территорий.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 85 ЗК РФ и части 4 статьи 30 ГрК РФ следует, что норма о принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне применяется при установлении границ территориальных зон на карте территориального зонирования правил землепользования и застройки, а также при формировании конкретного земельного участка.
Анализ данных норм ЗК РФ во взаимосвязи с положениями п. 4 ст. 34 ЗК РФ, предусматривающего предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, с учетом зонирования территорий, свидетельствует о том, что предоставление в целях садоводства земельных участков на территории населенного пункта возможно лишь после проведения зонирования территории, с соблюдением процедуры предусмотренной ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и после установления в составе земель населенных пунктов зон сельскохозяйственного использования.
Таким образом, гражданин не вправе самостоятельно определять зонирование земель для садоводческой деятельности.
При рассмотрении дела установлено, что спорный земельный участок, испрашиваемый заявителем для садоводства, расположен на землях населенного пункта, а не на землях сельскохозяйственного назначения, как это предписано статьями 78, 81 Земельного кодекса РФ, на момент рассмотрения спора схема зонирования территории, которая предусматривала бы целевое и разрешенное использование земельных участков, на территории "данные изъяты"" утверждена не была.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что являются обоснвоанными доводы Администрации МО "Завьяловский район" о невозможности предоставления Л.А.А. земельного участка, расположенного на землях населенного пункта, в аренду для ведения садоводства.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в настоящее время утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "Ягульское", из которых усматривается, что земельный участок, испрашиваемый заявителем для ведения садоводства, расположен в зоне жилой застройки.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования Л.А.А. оставить без удовлетвоерния.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 04 апреля 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление Л.А.А. об оспаривании решения Администрации муниципального образования "Завьяловский район" УР об отказе в предоставлении земельного участка от 22 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации МО "Завьяловский район" УР - удовлетворить.
Председательствующий: Е.В. Кричкер
Судьи Н.Н. Сентякова
Р.Р. Ахкямов
Копия верна:
Председательствующий судья Е.В. Кричкер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.