Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Смирновой Т.В.,
судей Глуховой И.Л., Ступак Ю.А.
при секретаре Степановой А.Н.,
с участием прокурора Репиной В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 08 сентября 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики на решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 28 мая 2014 года, которым
исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах КЛА к Министерству социальной защиты населения Удмуртской республики о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворены.
На Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики возложена обязанность предоставить КЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения путевки на санаторно-курортное лечение с сопровождающим лицом за 2012 год и 2013 год. Указано, что решение подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики Воробьевой В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения законного представителя несовершеннолетнего КЛА КАН, полагавшей доводы жалобы в части уточнения редакции резолютивной части решения обоснованными, объяснения прокурора Репиной В.К., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего КЛА ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно- курортное лечение за 2012 - 2013 г.г. Свои требования мотивировал тем, что КЛА является ребенком - инвалидом и имеет право на получение государственной социальной помощи, в том числе, право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 19 июля 2012 года, 30 апреля 2013 года его законный представитель КАН обратилась в Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2012 году и 2013 году, приложив к заявлениям заключение медицинского учреждения о нуждаемости в санаторном лечении. На основании данных заявлений КЛА был поставлен на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, однако до настоящего времени данные путевки КЛА не предоставлены, что нарушает его право на получение гарантированных государством мер социальной поддержки.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики предоставить КЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения путевки на санаторно-курортное лечение за 2012-2013 г.г. в сопровождении родителя (законного представителя).
Определением суда от 17.02.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г.Ижевска.
В судебном заседании прокурор Карпова Е.И. и законный представитель несовершеннолетнего КЛА КАН данные требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г.Ижевска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указано, что обеспечение инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется по принципу очередности в пределах выделенных финансовых средств из бюджета, в связи с отсутствием достаточного финансирования путевка истцу предоставлена не была.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч.2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ является календарный год, и предоставление гражданину двух путевок на санаторно-курортное лечение в течении календарного года не соответствует вышеуказанной норме закона.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Устиновского района г.Ижевска и законный представитель несовершеннолетнего КЛА КАН выражают свое несогласие с содержащимися в ней доводами.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оснований его отмены не находит
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, КЛА ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком - инвалидом инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
КАН является матерью КЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии "данные изъяты" N, выданным ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" отделом ЗАГС г. Ижевска Удмуртской Республики Российской Федерации, о чем в книге регистрации актов о рождении произведена запись N (л.д.33).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве мероприятий по реабилитации КЛА ДД.ММ.ГГГГ года рождения предусматривается санаторно-курортное лечение с заболеваниями эндокринной системы до достижения возраста 18 лет (л.д.8-10).
ДД.ММ.ГГГГ КЛА поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.15).
Заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель КЛА - КАН обращалась в Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г.Ижевска за путевкой на санаторно-курортное лечение для КЛА (л.д.13,16).
Согласно справки N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУЗ УР "Детская городская больница N", КЛА рекомендовано санаторно-курортное лечение по профилю заболевания (л.д.52).
В 2012 году и 2013 году КЛА путевки на санаторно-курортное лечение предоставлены не были.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются документально и не вызывают сомнений у судебной коллегии.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.7 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года N 328, Порядком организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденному постановлением Правительства УР от 12 марта 2012 года N 81 и пришел к следующим выводам: истец своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, приложил медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии противопоказаний к лечению; право истца на получение социальных услуг не оспаривается; истцу не может быть отказано в государственной социальной помощи ввиду недостаточного поступления финансовых средств из федерального бюджета; истечение календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг, не является основанием для освобождения от исполнения указанных обязанностей.
Суд первой инстанции тщательно проанализировал материалы дела, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал обоснованную и мотивированную оценку всем доводам сторон, привел в решении все необходимые ссылки на правовые нормы.
Так, Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе дети-инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответствующим уполномоченным органом в Удмуртской Республике, как правильно указал суд первой инстанции, является Минсоцзащиты УР и его территориальные органы.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Принимая во внимание, что законный представитель истца своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неполно определил обстоятельства, имеющие значение для дела является обоснованным, поскольку в силу ч. 3 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и п. 1.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
Таким образом, государство гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года, продолжительностью, указанной в ч. 3 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
При таких обстоятельствах, указание в резолютивной части обжалуемого решения на обязанность ответчика предоставить несколько путевок на санаторно-курортное лечение с сопровождающим лицом за 2012 год и 2013 год не соответствует вышеуказанным положениям действующего законодательства и подлежит изменению. Более того, в возражениях КАН указывает, что ее требования по настоящему делу сводятся к предоставлению одной путевки на санаторно-курортное лечение в сопровождении родителя за 2012 и 2013г.г.
С учетом изложенного и позиции истца указанные обстоятельства не влекут отмену по существу правильного решения, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного постановления, а лишь являются основанием для уточнения резолютивной части судебного решения. Оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 28 мая 2014 года по существу оставить без изменения, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах КЛА к Министерству социальной защиты населения Удмуртской республики о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики предоставить КЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения путевку на санаторно-курортное лечение с сопровождающим лицом за 2012, 2013г.г.
Решение суда подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления в законную силу".
Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.