Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Быстрова О.В.,
судей
Загорской О.В., Калоевой З.А.,
при секретаре
Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
апелляционным жалобам Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
на решение Будённовского городского суда Ставропольского края от 09 июля 2014 года
по иску Хаммадиева А.Н., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Хаммадиевой А.А., Хаммадиевой В.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права долевой собственности в порядке приватизации на квартиру,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Хаммадиев А.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Хаммадиевой А.А. и Хаммадиевой В.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил:
признать за Хаммадиевым А.Н. 1/3 доли в праве долевой собственности на 2-хкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, микрорайон ... , д ... , кв ... в порядке приватизации;
признать за Хаммадиевой А.А. 1/3 доли в праве долевой собственности на 2-хкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, микрорайон ... , д ... , кв ... в порядке приватизации;
признать за Хаммадиевой В.А. 1/3 доли в праве долевой собственности на 2-хкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, микрорайон ... , д ... , кв ... в порядке приватизации;
прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства обороны РФ на указанную квартиру.
В обоснование своих требований истец указал, что в июне 2000 года в период прохождения военной службы ему предоставлена квартира N ... в доме ... микрорайона ... г.Буденновска. После увольнения из Российской армии, 04.04.2006 года с ним заключен договор найма служебного жилого помещения. В настоящее время он проживает в вышеуказанной квартире вместе со своей семьей: супругой - Хаммадиевой О.В., несовершеннолетними детьми - Хаммадиевой А.А., ... года рождения и Хаммадиевой В.А., ... года рождения. Данное жилое помещение является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ.
В настоящее время он решил приватизировать занимаемую им квартиру и обратился в Министерство обороны РФ с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры, в которой проживает на условиях социального найма, однако ответа не получил.
28.03.2014 года с аналогичным заявлением обратился в ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
24.04.2014 года им был получен ответ, из которого следует, что квартира является служебной.
Ранее, он и его члены семьи в приватизации не участвовали и другого жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.
Ссылаясь на положения ст.15 Федерального Закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", полагает, что лишен возможности реализовать свое право на безвозмездное получение в собственность спорной квартиры.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 09.07.2014 года иск Хаммадиева А.Н., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Хаммадиевой А.А. и Хаммадиевой В.А., удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Минобороны РФ по доверенности Коваленко Т.В. считает его незаконным и необоснованным, указывает, что выводы суда о том, что квартира не является служебной ввиду того, что не направлены копии документов, определяющие статус спорной квартиры в управление Росреестра, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормами действующего законодательства, в том числе регулирующими вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, момент возникновения статуса помещения, находящегося в собственности, и права на его использование не ставится в зависимость от акта государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. Более того, в Правилах отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N42, не содержится указание на необходимость направления в управление Росреестра копии решения органа именно для совершения государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах, отсутствие сведений о зарегистрированных ограничениях и обременениях на спорную квартиру не может свидетельствовать о праве истца на признание права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу Ставропольский край, г. Буденновск, микрорайон ... , д. ... , кв. ... в порядке приватизации.
Доказательств того, что спорное жилое помещение на момент получения Хаммадиевым А.Н. и членами его семьи по договору найма служебного жилого помещения от 04.04.2006 года N ... имело иной правовой статус и было предоставлено истцу на условиях социального найма в порядке, предусмотренном ст.ст.60,63 ЖК РФ, в материалах дела не имеется.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч.1 ст.7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст.168 ГК РФ о недействительности сделки, не соответствующей закону или иными правовыми актами, а также п.1 ст.181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В соответствии со смыслом жилищного законодательства жилые помещения подлежат приватизации в том случае, если не относятся к категории специализированных жилых помещений, т.е. не предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, а также в связи с прохождением службы, либо обучения (ст.92-98 ЖК РФ, ст. 101 ЖК РСФСР). И наоборот, подлежат приватизации те жилые помещения, которые предназначены именно для постоянного проживания граждан на условиях социального найма.
Кроме этого, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N76-ФЗ предусматривает возможность предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органам исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. При наличии условий, что военнослужащий обеспечен на весь срок военной службы жилым помещением и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст.51 ЖК РФ, по достижении календарной продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, полагает, что в случае возникновения одного из вышеназванных оснований военнослужащие и члены его семьи могли воспользоваться правом на обеспечение жильем на условиях социального найма в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и впоследствии приватизировать его.
Для признания военнослужащих нуждающимися в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (в данном случае - ФГКУ "Югрегионжилье" МО РФ), в соответствии с Приказом МО РФ от 30.09.2010 года N1280 заявление по форме, согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие признание Хаммадиева А. Н. за время прохождения военной службы в ВС РФ нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N512.
Вопреки установленным требованиям, суд своими полномочиями признал за Хаммадиевым А. Н. право собственности на спорную служебную квартиру, автоматически отнеся Хаммадиева А. Н. к категории военнослужащих, обеспечивающихся жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с правовыми актами действующего законодательства.
В нарушение нормы ст.431 ГК РФ судом не принято во внимание буквальное значение договора найма служебного помещения от 04.04.2006 года N ...
Просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым в требованиях истцу отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ по доверенности Кречетова К.Н. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Указывает, что полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ не предусмотрено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий не поступало. Военный городок N6 до 19.08.2011 года имел статус "закрытый", изменение статуса военного городка не меняет статус жилого помещения.
Ссылаясь на договор найма N ... от 04.04.2006 года, ответ ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ на обращение Хаммадиева А.Н. N ... от 24.04.2014 года, полагает, что спорное жилое помещение является служебным и в соответствии с ч.1ст.4 Закона N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежит приватизации. Решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда компетентным органом не принималось.
Ссылаясь на положения ст.ст.4,6,9 Закона N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", указывает, что отсутствие факта регистрации в УФРС жилого помещения как служебного, не может являться самостоятельным основанием, обязывающим собственника жилого помещения заключить договор социального найма.
Полагает, что Хаммадиев А.Н. и члены его семьи не имеют законных оснований получения в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения, так как данное жилое помещение имеет статус служебного.
Таким образом, суд допустил неправильное применение норм материального права, поскольку ст.92 ЖК РФ определен исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих отчуждению, однако судом не было документально установлено, к какому виду жилых помещений отнесено спорное жилое помещение.
Просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хаммадиеву А.Н. отказать.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представитель истца Хаммадиева А.Н. по доверенности Смирнова Е.В. полагает решение суда законным и обоснованным, доводы жалоб не имеющими правового значения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327? ГПК РФ, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в том числе и путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, судебная коллегия приходит к следующему.
Объектом спорного правоотношения по настоящему гражданскому делу является двухкомнатная квартира N ... в доме N ... микрорайона ... в г.Будённовске Ставропольского края, общей площадью ... кв.м, в том числе жилой ... кв.м, в которой проживают и зарегистрированы по месту жительства истцы (далее - спорная квартира).
Суть спора заключается в том, что истцы полагают, что имеют право на приватизацию спорной квартиры на основании ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года N1541-1 в редакции от 11.06.2008 года (далее - Закон РФ N1541-1) и ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции от 12.12.2011 года с изменениями от 27.02.2012 года (далее - Федеральный закон N76-ФЗ), а ответчик отказывает им в приватизации указанной квартиры, полагая, что она относится к категории служебных жилых помещений, не подлежащих, в силу закона, приватизации.
Для правильного разрешения настоящего спора необходимо установить юридически значимые обстоятельства: кому принадлежит спорная квартира, к категории какого жилищного фонда она относится, на каком основании она предоставлена истцам, имеют ли право истцы на её приватизацию в силу закона.
Согласно выписке Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае N ... от 25.04.2014 года сведения о жилом помещении по адресу: г.Буденновск, микрорайон ... , дом ... , кв ... в реестре федерального имущества отсутствует (л.д.75).
Из справки администрации г.Будённовска от 03.04.2014 года следует, что спорная квартира не является муниципальной собственностью и в реестре муниципальной собственности г.Буденновска не значится (л.д.59).
Судом первой инстанции верно установлено, что спорная квартира является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ.
Как указано в иске и не опровергнуто ответчиком, спорная квартира была предоставлена Хаммадиеву А.Н ... как военнослужащему и совместно проживающим с ним членам семьи, в июне 2000 года Министерством обороны РФ в лице уполномоченного органа - Будённовской квартирно-эксплуатационной части района (КЭЧ).
Решение жилищной комиссии войсковой части о предоставлении спорной квартиры военнослужащему, а так же ордер на вселение в спорную квартиру в материалах дела отсутствуют.
На дату предоставления спорной квартиры членами семьи Хаммадиева А.Н. являлись: супруга Хаммадиева О.В. (брак зарегистрирован ... - л.д.56) и дочь Хаммадиева А.А., ... года рождения.
Согласно выписке из домовой книги Буденновского РЭР филиала "Ставропольский" ОАО "Славянка", с 12.07.2000 года по настоящее время в спорной квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства Хаммадиев А.Н. и члены его семьи: жена - Хаммадиева О.В., дочь Хаммадиева А.А., ... года рождения, дочь Хаммадиева В.А., ... года рождения.
На дату предоставления спорной квартиры истцам многоквартирный дом в микрорайоне ... в г.Будённовске Ставропольского края входил в состав закрытого военного городка, включенного в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года N752-р.
Из копии послужного списка (л.д.62-66) следует, что с 01.08.1987 года по 27.06.1990 года Хаммадиев А.Н. обучался в Кировском военном авиационно-техническом училище, по окончании которого с 14.08.1990 года поступил на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации - в ... отдельный вертолетный полк (боевой и управления) ... Воздушной Армии.
В период с 03.11.1994 года по 31.07.2001 года Хаммадиев А.Н. служил в ... отдельном вертолетном полку (боевой и управления) ... Армии СКВО на основании контракта от 03.11.1994 года сроком на 5 лет и контракта от 04.11.1999 года сроком на 3 года.
В период с 29.08.2001 года по 22.01.2003 года Хаммадиев А.Н. продолжал службу в Вооруженных Силах РФ.
Уволен с военной службы в запас по п.п."б" п.1 ст.51 Федерального закона по истечении срока контракта и исключен из списков личного состава части с 22.01.2003 года на основании приказов командира Сибирского ВО N ... от 04.12.2003 года, N ... от 22.01.2003 года (л.д.64).
В соответствии с действующим законодательством, отдельные периоды службы зачтены в выслугу лет на пенсию на льготных условиях, в результате чего на дату увольнения из Вооруженных Сил РФ в календарном исчислении выслуга лет Хаммадиева А.Н. составляла 15 лет 01 месяц, а в льготном исчислении - 26 лет 11 месяцев, что подтверждается справкой Военкомата Ставропольского края (Буденовский отдел) N ... от 05.06.2014 года (л.д.72).
04.04.2006 года между Буденновской КЭЧ района, действующей от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны РФ, и гражданином Хаммадиевым А.Н. заключен договор найма служебного помещения в домах МО РФ N ... , в соответствии с которым на основании решения о предоставлении жилого помещения от 20.06.2000 года N ... спорная квартира предоставлена в пользование Хаммадиева А.Н. и совместно проживающих с ним членов семьи: жены Хаммадиевой О.В. и дочери Хаммадиевой А.А. "на период переоформления" (л.д.13-15).
Решение о предоставлении жилого помещения от 20.06.2000 года N ... в материалах дела отсутствует.
Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 года в результате реорганизации в форме присоединения права и обязанности ФГУ "Будённовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ в порядке правопреемства переданы ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Передаточным актом от 01.04.2011 года ФГУ "Буденновская КЭЧ района" Министерства обороны РФ передала в ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, имущество, находящееся в г.Буденновске, в том числе и жилой дом N ... микрорайона ... г.Будённовска (л.д.102-103).
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года N1470-р военные городки N ... и N ... г.Будённовска исключены из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года N752-р.
Согласно справке архивного отдела администрации Будённовского муниципального района от 09.04.2014 года N ... в документах архивного отдела отсутствуют сведения о присвоении статуса служебного помещения, расположенного по адресу г.Будённовск, микрорайон ... , дом ... , кв ... (л.д.60).
Из представленных по запросу суда копий постановлений главы администрации города Буденновска и Буденновского района, принятых в период до 01.03.2005 года, следует, что квартира N ... в доме N ... микрорайона ... г.Буденновска служебной не признавалась (л.д.82-101).
28.03.2014 года Хаммадиев А.Н. обратился Министерство обороны РФ с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации спорной квартиры, в которой проживает на условиях социального найма (л.д.18), однако ответа не получил.
28.03.2014 года с аналогичным заявлением обратился в ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
24.04.2014 года им был получен ответ, из которого следует, что квартира является служебной.
Ранее истцы в приватизации не участвовали и другого жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.
Разрешая иск, руководствуясь положениями ст.15 Федерального закона N76-ФЗ, ст.ст.2,4 Закона РФ N1541-1, ст.ст.92,93 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), на основании объяснений сторон, тщательного анализа представленных письменных доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, признав установленным, что решения об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду в установленном порядке не принималось и государственная регистрация такого решения не осуществлялась, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, и постановил вышеуказанное решение.
Соглашаясь с вышеуказанным выводом суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этого вывода доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, направленные на затягивание судебного процесса и переоценку представленных доказательств, а так же считает необходимым указать следующее.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция РФ вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40 ч.ч.2,3).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее.
В абз.3 п.1 ст.15 действовавшего ранее Закона РФ от 22.01.1993 года N4338-I "О статусе военнослужащих" (далее - Закон РФ N4338-1) для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусматривалось правило, в соответствии с которым таким военнослужащим и совместно проживающим с ними членам семей предоставлялись следующие жилые помещения:
на первые 5 лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) - служебные жилые помещения или общежития с сохранением в течение этого срока за ними права на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу, и запрещением исключения их из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу;
при продолжении военной службы свыше 5 лет - жилые помещения на общих основаниях, то есть по нормам и в порядке, предусмотренным жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны РФ и другим министерствам и ведомствам РФ, в войсках которых указанные лица проходят военную службу.
В соответствии с п.10 ст.15 названного Закона безвозмездно получить в собственность занимаемые жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков) имели право:
военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более;
граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии, что общая продолжительность их военной службы составила 20 лет и более.
Норм об обеспечении какой-либо категории военнослужащих служебным жильем на весь срок военной службы данный Закон не содержит.
Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N76-ФЗ).
Абзацами 4-7 п.1 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ (в ред. от 06.07.2006 N104-ФЗ) предусмотрено предоставление служебного жилого помещения на весь срок военной службы следующим категориям военнослужащих:
военнослужащим, назначенным на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающим с ними членам их семей;
офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы после 01.01.1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей;
прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами Российской Федерации, поступившим на военную службу по контракту после 01.01.1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В отношении же военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключенному до 01.01.1998 года (кроме курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающих с ними членов их семей сохранена ранее существовавшая гарантия в виде возможности предоставления им жилых помещений на общих основаниях при продолжении военной службы свыше 5 лет (абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ), в том числе по договору социального найма, в рамках которого, согласно ст.49 ЖК РФ, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются как малоимущим гражданам (ч.2), так и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч.3).
Так, согласно п.6 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Одним из таких законов является Закон РФ от 04.07.1991 года N1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N1541-1), в силу ст.2 которого граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно абз.12 п.1 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Данная редакция абз.12 п.1 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ действовала на дату увольнения истца в военной службы, а после увольнения она неоднократно изменялась (в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 N141-ФЗ от 01.12.2008 N225-ФЗ, от 02.11.2013 N298-ФЗ, от 28.12.2013 N405-ФЗ).
Согласно данной норме в действующей редакции Федерального закона от 28.12.2013 N405-ФЗ военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 названного Федерального закона
Таким образом, по Закону РФ "О статусе военнослужащих" 1993 г. право на получение постоянного жилья (жилых помещений по договорам социального найма) возникало у военнослужащих уже после пяти лет военной службы (не считая времени обучения в военных вузах), причем вне зависимости от даты заключения ими первого контракта о прохождении военной службы.
С вступлением в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 года право на получение постоянного жилья уже стало зависеть не только от срока выслуги на военной службе, но и от даты заключения военнослужащим первого контракта о военной службе. С 01.01.1998 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, были разделены на две категории: заключившие контракт до указанной даты и после нее. В зависимости от этого стал разниться и объем их жилищных прав.
Новеллы, введенные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" 1998 года, ухудшили права военнослужащих на получение постоянного жилья. Если по одноименному Закону 1993 года для приобретения права на обеспечение постоянным жильем военнослужащим требовалось иметь всего лишь пять лет выслуги на военной службе (не считая времени обучения в военном вузе), то по Закону 1998 года - уже 20 лет выслуги на военной службе (либо не менее 10 лет выслуги и увольнение по "льготным" основаниям ).
Вместе с тем, Конституцией РФ предусмотрено, что Россия является демократическим правовым государством (ст.1 ч.1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст.6 ч.2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст.55 ч.2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.3).
По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилья, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение военнослужащих, рассчитывающих на его получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе профессии.
Военнослужащие, заключившие контракты о прохождении военной службы до вступления в силу Федерального закона от 28.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", принимая решение о прохождении военной службы по контракту и планируя свое будущее, исходили из норм, закрепленных в действующем в тот период Законе РФ от 22.01.1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих" об условиях предоставления постоянного жилья, в частности требования о наличии выслуги пять лет на военной службе для его получения (не считая времени обучения в военных вузах). Они рассчитывали на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагали, что смогут реализовать право на получение жилья за счет государства.
В связи с этим Конституционный Суд РФ в Определении от 14.05.2013 года N694-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбина М.Л. на нарушение его конституционных прав абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указал, что установив для военнослужащих, подлежащих обеспечению (начиная с 1998 года) на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, особый порядок обеспечения их жилыми помещениями при увольнении с военной службы, федеральный законодатель в то же время сохранил в действующем правовом регулировании ранее существовавшие правила обеспечения жилыми помещениями по избранному в связи с увольнением постоянному месту жительства военнослужащих, вступивших в военно-служебные отношения до введения этого особого порядка.
Подобный подход свидетельствует о намерении законодателя обеспечить преемственность нормативного регулирования права на жилище тех военнослужащих, на которых не распространяются новые, дополнительные формы обеспечения жилищных прав, не допустив при этом снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ о необходимости соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав (постановления от 24.05.2001 года N8-П, от 19.06.2002 года N11-П, от 23.04.2004 года N9-П, Определение от 04.12.2003 года N415-О и др.).
Учитывая, что в силу ст.2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25.02.2013 года N16-ФЗ) право на бесплатную приватизацию жилых помещений, находящихся в пользовании граждан на условиях социального найма, продлевается до 1 марта 2015 года, соответственно, сохраняется возможность получения военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилых помещений в собственность в порядке приватизации.
Из материалов дела следует, что первый контракт прохождения военной службы после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания Хаммадиев А.Н. заключил до 01.01.1998 года (сроком на 5 лет), по истечении которого заключил новый контракт и продолжил службу в Вооруженных Силах РФ.
В соответствии с действующим законодательством, период службы истца с 03.11.1994 года по 31.07.2001 года в ... отдельном вертолетном полку (боевой и управления). Армии СКВО на основании контракта от 03.11.1994 года сроком на 5 лет и контракта от 04.11.1999 года сроком на 3 года зачтен в выслугу лет на пенсию на льготных условиях, в результате чего на дату предоставления спорной квартиры срок службы Хаммадиева А.Н. в Вооруженных Силах РФ составлял более 10 лет.
В связи с этим на дату предоставления спорной квартиры за истцом сохранялась гарантия получения жилого помещения на общих основаниях при продолжении военной службы свыше 5 лет (абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ), в том числе по договору социального найма, в рамках которого, согласно ст.49 ЖК РФ, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются как малоимущим гражданам (ч.2), так и иным категориям лиц, предусмотренным законом.
Соответственно, за истцом и совместно проживающими с ним членами семьи сохраняется возможность приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации на основании п.6 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ и ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года N1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Кроме того, учитывая, что на дату увольнения истца с военной службы в запас по истечении срока контракта общая продолжительность военной службы превышала 20 лет (в связи с выслугой лет на льготных условиях), то в соответствии с абз.12. п.1 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ на дату увольнения с военной службы он относился также к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жилым помещением по избранному постоянному месту жительства вне зависимости от основания увольнения.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о включении спорного жилого помещения в число служебных в установленном законом порядке на момент обеспечения Хаммадиева А.Н. жильем либо предоставления этого жилого помещения ему в качестве служебного на весь срок военной службы, в материалах дела не представлено.
Из материалов дела следует, что спорная квартира предоставлена ему и членам семьи после увольнения его с военной службы, когда он являлся уже пенсионером Министерства обороны РФ.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Хаммадиев А.Н. и его семья занимают жилое помещение на условиях социального найма, статус закрытого военного городка утрачен, ранее им право бесплатной приватизации жилого помещения не использовалось, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истцов возникло право на приватизацию спорной квартиры, которое во внесудебном порядке они реализовать не могут.
Судебная коллегия находит, что доводы жалоб по существу сводятся к несогласию заявителей с оценкой имеющихся в деле доказательств. Однако данные доводы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст.ст.12,56,67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда.
Иных доказательств, опровергающих выводы суда, либо свидетельствующих и об их неправильности, а также могущих повлиять на суждение суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не представлено.
Бремя доказывания между сторонами распределено судом верно, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в апелляционных жалобах не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Будённовского городского суда Ставропольского края от 09.07.2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.