Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Килиной М.В.,
с участием прокурора отдела Свердловской областной прокуратуры Истоминой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2014 года гражданское дело
по иску Прокурора ... к администрации муниципального образования ... , Назарову П.А. о признании незаконными действий по приему на должность ... , признании недействительным распоряжения главы администрации муниципального образования ... , обязании прекратить трудовой договор,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования ... Морозова В.С. на заочное решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 18.09.2014.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика администрации МО ... Назарова А.Б. (действует на основании доверенности ( / / ) ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Истоминой И.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор ... обратился в суд с иском к администрации МО ... , Назарову П.А. об оспаривании законности приема Назарова П.А. на ... службу, возложении обязанности прекратить трудовой договор.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией МО ... законодательства о муниципальной службе и антикоррупционного законодательства установлено, что ( / / ) на должность ... принят Назаров П.А., с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок. В соответствии с требованиями законодательства, регулирующего вопросы прохождения ... службы, необходимым условием прохождения ... службы является наличие у ... служащего или гражданина, претендующего на замещение ... должности, необходимой квалификации. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу ... службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей ... службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей ... службы. На момент назначения Назарова П.А. на ... должность он не соответствовал необходимым квалификационным требованиям, поскольку не имел необходимого стажа работы по специальности, а также стажа ... службы. Назначение на ... должность лица, не отвечающего квалификационным требованиям, не соответствует закону и противоречит принципу профессионализма и компетентности ... служащих, установленному ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Указанные обстоятельства в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации являются основанием для прекращения заключенного с Назаровым П.А. трудового договора.
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения иска, прокурор просил:
- признать действия администрации МО ... в лице Главы администрации ... по несоблюдению ограничений и обязанностей, установленных законодательством о муниципальной службе, и изданию распоряжения ... , по заключению трудового договора ( / / ) с Назаровым П.А. незаконными;
- признать недействительным распоряжение ( / / ) о приеме Назарова П.А. на должность ( / / ) ;
- возложить на администрацию МО ... в лице Главы ... обязанность расторгнуть трудовой договор с Назаровым П.А. ( / / ) .
Представитель ответчика МО ... Морозов В.С. иск не признал, указав, что прокурором избран неверный способ защиты гражданских прав. Полагал, что отсутствуют основания для расторжения трудового договора с Назаровым П.А., в случае удовлетворения данного требования решение будет неисполнимым.
Ответчик Назаров П.А. своей позиции по иску не выразил.
Заочным решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 18.09.2014 исковые требования прокурора удовлетворены, признаны незаконными действия Главы МО ... по изданию распоряжения ( / / ) о приеме на должность ... Назарова П.А. и по заключению с ним трудового договора ( / / ) , признано недействительным распоряжение Главы МО ... о приеме на должность ( / / ) Назарова П.А., на администрацию МО ... возложена обязанность прекратить трудовой договор с Назаровым П.А.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО ... Морозов В.С. просит решение отменить, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, принял решение по не заявленным прокурором требованиям, решение суда полагал неисполнимым в части возложения на администрацию обязанности прекращения трудового договора с Назаровым П.А.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора ... просит решение оставить без изменения.
В заседание судебной коллегии не явился ответчик Назаров П.А., который о месте и времени рассмотрения дела заблаговременно извещался телефонограммой от 24.11.2014. Представитель ответчика администрации МО ... Назаров А.Б. в заседании судебной коллегии подтвердил, что Назаров П.А. извещен о судебном заседании.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение ответчика Назарова П.А. и отсутствие сведений о причинах его неявки, а также отсутствие у сторон ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы в данном судебном заседании, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы урегулированы Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (далее по тексту Закон N 25-ФЗ от 02.03.2007).
В соответствии со статьей 42 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В статье 9 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ст. 16 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 на муниципальную службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 данного Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой в силу Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ "О реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований" относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности.
Аналогичные квалификационные требования для замещения высших должностей муниципальной службы МО ... установлены решением Думы МО ... от 31.03.2011 N 123/2 "Об установлении квалификационных требований к должностям муниципальной службы МО ... ".
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).
Как установлено судом, распоряжением Главы администрации МО ... Назаров П.А. ( / / ) принят на должность ... В тот же день, 08.04.2013, между администрацией МО ... в лице главы администрации ... и Назаровым П.А. заключен трудовой договор на неопределенный срок.
Принимая во внимание требования действующего законодательства ... , оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент назначения на должность ... Назаров П.А. не соответствовал предъявляемым законом квалификационным требованиям, поскольку стажа ... он не имел, а стаж его работы по специальности "юриспруденция", полученной по окончании ... НОУ " ... ", составлял менее 7 лет (2 года 7 месяцев 10 дней).
Данный вывод судебная коллегия полагает правильным, так как он основан на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих, который отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими, установленных ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации нарушение установленных данным Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, влечет прекращение трудового договора.
Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
В связи с наличием установленного законодателем ограничения на замещение должности муниципальной службы в виде отсутствия необходимого стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности, исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона о стаже, до его получения.
Достоверно установив, что на момент назначения на должность Назаров П.А. не соответствовал предъявляемым к замещению данной должности ... квалификационным требованиям, не соответствует он указанным требованиям и в настоящее время, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что назначение Назарова П.А. на должность ... и продолжение работы в этой должности противоречит закону. Таким образом, трудовой договор между истцом и ответчиком был заключен с нарушением установленных законодательством правил его заключения, при этом допущенные нарушения исключают возможность дальнейшей работы истца в должности ...
В этой связи суд обоснованно возложил на администрацию муниципального образования обязанность устранить допущенные нарушения путем прекращения трудового договора с Назаровым П.А., поскольку прекращение трудового договора при указанных обстоятельствах в силу закона является единственным способом устранения допущенных нарушений.
Между тем, принимая во внимание, что нарушение установленных федеральным законом правил заключения трудового договора в данном случае допущено не по вине работника, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения в части возложения на ответчика обязанности прекратить трудовой договор, указав, что трудовой договор должен быть прекращен с учетом требований действующего трудового законодательства, в частности, положений ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Довод апелляционной жалобы о том, что трудовой договор не может быть прекращен на основании п. 11 ч. 1 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку квалификационные требования о наличии у претендента на замещение должности ... необходимого стажа ... либо стажа работы по специальности установлены не федеральным законом, а законом субъекта Российской Федерации и соответствующим муниципальным нормативным актом, не могут быть приняты во внимание.
Частью первой статьи 9 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 прямо установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
То обстоятельство, что в силу ч. 2 ст. 9 указанного Закона конкретные квалификационные требования устанавливаются муниципальным нормативным актом на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы, не препятствует применению п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку принятие на муниципальную службу гражданина, не соответствующего квалификационным требованиям, противоречит, в первую очередь, положениям ч. 1 ст. 9 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007, во исполнение которого принимаются законы субъектов Российской Федерации и соответствующие муниципальные нормативные акты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд в нарушение ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно изменил основание иска, поскольку вместо абз. 4 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, на который ссылался прокурор в иске, применил при разрешении спора положения абз. 6 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает несостоятельными ввиду следующего.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судом вопроса о том, каким законом суду следует руководствоваться при разрешении дела.
Довод автора жалобы о том, что оснований для применения в споре абз. 6 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку ст. 13 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007, предусматривающая перечень ограничений, связанных с муниципальной службой, не содержит такого ограничения, как отсутствие необходимого стажа на момент приема на муниципальную службу, не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции.
Отсутствие необходимого стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности наряду с ограничениями, перечисленными в ст. 13 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007, в силу ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 16 названного Закона также является ограничением для замещения должности муниципальной службы. Поскольку в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение принятие Назарова П.А. на должность ... в нарушение установленного федеральным законом ограничения и данное нарушение препятствует дальнейшему нахождению ... , суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения трудового договора в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77, абз. 6 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации не знают таких способов защиты трудовых прав как признание распоряжений либо действий работодателя, в том числе связанных с приемом на работу, недействительными (незаконными), не могут повлечь отмены обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В данном случае предметом разбирательства является не право Назарова П.А. на труд, как ошибочно полагает апеллянт, а защита публичных интересов по соблюдению законодательства ... , в связи с чем прокурором обоснованно заявлены требования о признании незаконными действий ответчика, связанных с принятием ... Назарова П.А., и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем прекращения трудового договора.
Довод жалобы о неисполнимости решения в связи с отсутствием в его резолютивной части указания на конкретное основание и причину прекращения трудового договора, не являются основанием для вмешательства в обжалуемый судебный акт.
Установив, что назначение Назарова П.А ... произведено с нарушением действующего законодательства ... , что препятствует продолжению трудовых отношений в силу закона, суд принял правильное решение о возложении на администрацию МО ... обязанности прекратить трудовой договор с Назаровым П.А., поскольку это является единственным способом пресечения нарушения законодательства. При этом в мотивировочной части решения правовые основания для прекращения трудового договора с Назаровым П.А. судом указаны.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались стороны в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Оснований к переоценке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 18.09.2014 в части возложения на администрацию МО ... обязанности прекратить трудовой договор ( / / ) , заключенный с Назаровым П.А. , дополнить указанием на то, что трудовой договор подлежит прекращению в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации МО ... - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.