Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Батршиной Ю.А., Свистун Т.К.,
при секретаре Филипповой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан о признании за истцом права собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес отказать ввиду необоснованности.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес. В обосновании своих исковых требований указал, что он является собственником жилого дома под литерами A, Al, A2, A3, расположенного по адресу: адрес. В соответствии с решением Ленинского районного суда от дата жилой дом под литером Б был выделен в отдельное домовладение. дата истцом ФИО1 был получен кадастровый паспорт N ... на земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровым номером N ... и определена фактическая площадь в размере ... кв.м., разрешенное использование: для размещения жилых зданий, сооружений, помещений. дата истец ФИО1 обратился в Администрацию ГО г.Уфы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или путем выкупа, на что ему сообщили, что земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Жилой дом под литерами А, а, расположен на земельном участке площадью ... кв.м., с кадастровым номером N ... с разрешенным использованием для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. Фактическое пользование земельным участком расположенным по адресу адрес происходит с дата, что подтверждается техническим паспортом от дата Согласно акту согласования границ землевладений претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Уфы ФИО9 от дата ответчик Правительство РБ был заменен на надлежащего ответчика Администрацию городского округа г. Уфа РБ.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО1 просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 - ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям обжалуемое решение не отвечает, его нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В подп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ, согласно которому при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 года, предусматривалось предоставление земельных участков только в пользование граждан.
Согласно ст.ст. 10 и 11 Земельного кодекса РСФСР, действующего с 01 декабря 1970 года, гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование. Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
До 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком. В соответствии п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 г. - отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома под литерами A, Al, A2, A3, расположенного по адресу: адрес на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы РБ от 20.06.2012г. (л.д. 30-31) Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права адрес от дата (л.д. 24).
В соответствии с вышеуказанным решением суда от 20.06.2012г. жилой дом по адресу: адрес под литером Б, принадлежащий ФИО5, был выделен в отдельное домовладение.
Согласно акту согласования границ землевладений претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется (л.д. 25-26). Указанное подтвердила в суде апелляционной инстанции ФИО5, допрошенная в качестве свидетеля. Кроме того, ФИО5 в суде апелляционной инстанции пояснила, что она на сегодняшний день уже является собственником смежного с ФИО1 земельного участка с кадастровым номером N ... на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы от дата
Как следует из уведомления о присвоении почтового адреса N ... от дата, выданного Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа РБ, домовладению под лит. А, почтовый адрес: адрес, кадастровый номер земельного участка N ... , присвоен почтовый адрес: адрес (л.д. 32).
Согласно кадастровому паспорту N ... земельного участка, расположенного по адресу адрес кадастровым номером N ... , его фактическая площадь составляет ... кв.м. разрешенное использование: для размещения жилых зданий, сооружений, помещений (л.д. 28-29).
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 суд первой инстанции исходил из недоказанности предоставления спорного земельного участка в установленном законом порядке ФИО1 и его правопредшественнику, а также в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения, в связи с чем относится к землям, ограниченным в обороте, не подлежащим приватизации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается в связи со следующим.
Так, из справки территориального участка ГУП БТИ РБ N ... от дата следует, что первым собственником жилого дома по адресу: адрес период с дата по дата являлась ФИО6 на основании договора застройки N ... от дата года.
Впоследствии собственниками указанного жилого дома являлись: ФИО7 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону N ... от дата; ФИО8 на основании договора купли N ... от дата ФИО1 на основании договора дарения N ... от дата
По запросу суда апелляционной инстанции территориальным участком г. Уфы ГУП БТИ РБ представлен договор дарения N ... от дата г., из которого следует, что ФИО8 подарила ФИО1 жилой дом по адресу: адрес, расположенный на земельном участке площадью ... кв.м. (л.д. 86).
Таким образом, судебной коллегией установлено, что земельный участок по адресу: адрес был предоставлен ФИО6 на основании договора застройки N ... от дата года. Фактическое пользование земельным участком происходит с 1936 года, что подтверждается также техническим паспортом от дата (л.д. 6-16). По состоянию на дата площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу составлял ... кв.м.
То обстоятельство, что истец добросовестно владеет и пользуется указанным выше земельным участком в соответствии с его целевым назначением для обслуживания индивидуального жилого дома, ответчиком не опровергнуто.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о признании права на бесплатное приобретение земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности дом, поскольку сделки с жилым домом N ... по адрес имели место до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", земельный участок у прежних собственников жилого дома находился в постоянном (бессрочном) пользовании. Сведения о том, что соответствующие органы оспаривали право первоначальных пользователей на данный земельный участок, отсутствуют. Следовательно, в силу п. 1 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 552 ГК РФ следует признать, что одновременно с приобретением права собственности на жилой дом к истцу в порядке правопреемства от прежнего собственника жилого дома перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Поскольку земельный участок не оформлялся в собственность его прежними владельцами, то право на однократное бесплатное приобретение в собственность данного земельного участка также перешло к истцу как лицу, обладающему правом постоянного (бессрочного) пользования.
Как видно из материалов дела ФИО1 обращался в Администрацию городского округа г.Уфы РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Согласно ответу Администрации городского округа адрес РБ от дата N ... , земельный участок с кадастровым номером 02:55:010265:420 находится в территориальной зоне рекреационного назначения и в соответствии со статьей 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан.
Согласно кадастровому паспорту N ... земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа, зона рекреационного назначения реестровый номер N ... , индекс Р-1", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" N 7/4 от 22 августа 2008 года.
В соответствии с Законом РБ от 29.04.2014 г. N 90-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", предусматривающая отнесение к полномочиям Правительства Республики Башкортостан распоряжения земельными участками, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения, утратила силу.
Как видно из дела, определением судьи Ленинского районного суда г. Уфы ФИО9 от дата ответчик Правительство РБ было заменено на надлежащего ответчика Администрацию городского округа г. Уфа РБ.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2, ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны "Р"-1, "Р"-2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно с. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами Земельного кодекса РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно представленному кадастровому паспорту, на спорном земельном участке каких-либо объектов, используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан не находится.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков ст. 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст. ст. 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имелось, и отказ в признании за истцом права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельного участка в зоне рекреационного назначения, входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанном земельном участке до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, отсутствуют правовые основания к отказу в передачи истцу в собственность испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июня 2014 года отменить, принять новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером N ... расположенный по адресу: адрес.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Ю.А. Батршина
Т.К. Свистун
Справка:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.