Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей: Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края
на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 07 октября 2014 года по иску прокурора Волчихинского района, действующего в интересах А.А.А., к МКДОУ "Волчихинский детский сад N2" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волчихинского района, действуя в интересах А.А.А., обратился в суд с иском к МКДОУ "Волчихинский детский сад N2" о признании незаконными бездействия ответчика по начислению и выплате А.А.А. заработной платы ниже установленного трудовым законодательством РФ, возложении обязанности установить А.А.А. с 01.09.2014 года заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25% до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной в МКДОУ "Волчихинский детский сад N2" проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что А.А.А. - "данные изъяты" МКДОУ "Волчихинский детский сад N2", принятой на работу 28.08.1999 года, заработная плата начисляется и выплачивается работодателем в размере, не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
При отсутствии действующего регионального соглашения необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством. В настоящее время в Алтайском крае действует региональное соглашение, заключенное 14.02.2013 года между Администрацией края, Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов и краевым объединением работодателей *** о размере минимальной заработной платы на 2013-2015 годы.
Согласно п.3.1.1 данного Соглашения минимальная заработная плата для работников бюджетного сектора экономики в 2014 году установлена в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N82-ФЗ (ред. 02.12.2013г.) "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. ФЗ от 03.12.2013г. N336-ФЗ) в размере "данные изъяты" в месяц.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. N325/24 в Алтайском крае установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 15%.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 года N 4-р, размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Волчихинского района, повышен с 15 до 20%.
Постановлением Правительства РФ N 1631 от 27.12.1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 01.01.1998 года районного коэффициента к заработной плате с 20 до 25%, в том числе и для Волчихинского района, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 07 октября 2014 года постановлено:
Признать незаконными действия МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" по начислению и выплате А.А.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Обязать МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" установить заработную плату А.А.А. с 01.09.2014 года в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с МКДОУ "Волчихинский детский сад N2" в доход бюджета муниципального образования Волчихинский район Алтайского края государственную пошлину в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе третье лицо комитет по образованию администрации Волчихинского района просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем установленный на территории Волчихинского района коэффициент нельзя считать коэффициентом применяемых за работу в районах Крайнего Севера, а требования закона о начислении районного коэффициента к размеру заработной платы, размер которой не может быть ниже МРОТ, не распространяются на спорные правоотношения.
В письменном отзыве прокурор с доводами жалобы не соглашается.
В ходе апелляционного рассмотрения прокурор Текутьева Я.В. просит жалобу оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции А.А.А. работает с 28.08.1999 года по настоящее время "данные изъяты" в МКДОУ "Волчихинский детский сад N2". Начисление работодателем заработной платы имеет место из расчета МРОТ, без учета районного коэффициента в размере 25%.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части обязания ответчика начислять заработную плату А.А.А. с 01 сентября 2014 года не ниже установленного МРОТ в Российской Федерации, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% к заработной плате на начисленную заработную плату, суд первой инстанции исходил из того, что заработная плата истца должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, при этом районный коэффициент, который для Волчихинского района Алтайского края составляет 25 %, должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
При этом суд исходил из того, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, в Волчихинском районе Алтайского края не может быть ниже "данные изъяты" копеек в месяц ( "данные изъяты".+25%).
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из системного толкования положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч.2 ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Системное толкование положений ст.ст.129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст.ст.146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал требования истца о необходимости производить начисление районного коэффициента на установленный МРОТ законным, поскольку это соответствует действующему законодательству.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что районный коэффициент включается в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже МРОТ, нельзя признать состоятельным, поскольку он противоречит вышеприведенным нормам права.
Включение районных коэффициентов в состав МРОТ упраздняет гарантию повышенной оплаты труда лицам, работающим в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, что влечет отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречит закону.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Волчихинского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Районный коэффициент выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы.
Вследствие изложенного, ссылки в жалобе о том, что Алтайский край не является районом Крайнего Севера и приравненным к нему местностям, основаны на неправильном толковании закона.
Таким образом, судом правильно определен закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица третьего лица комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 07 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.