Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "Наш дом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2014 года по делу
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Управляющая компания "Наш дом", Жилищно-строительному кооперативу N1, Жилищно-строительному кооперативу N3 о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю обратилось в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга потребителей с иском к ООО "УК "Наш дом", ЖСК N 1 и ЖСК N 3 с иском о признании незаконными действий ответчиков.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в районе "адрес" организована контейнерная площадка для сбора бытовых отходов, эксплуатацию которой осуществляют жители ряда домов по ул. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты". В ходе проверки, проведенной по обращению граждан на ненадлежащее оборудование и размещение контейнерной площадки, установлено, что данная площадка оборудована с нарушением санитарно-эпидемиологических требований. Так, контейнерная площадка около "адрес" не имеет водонепроницаемое покрытие (контейнеры установлены на гравии), расположена с несоблюдением нормируемого расстояния от жилых многоквартирных домов (не менее 20 м, но не более 100 м), что является нарушением требований СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88. Кроме того, санитарными нормами предусмотрено, что площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием и огражденной зелеными насаждениями, с удобными подъездами для транспорта.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием. Управление жилыми домами по ул. "данные изъяты", по ул. "данные изъяты", "данные изъяты", по ул. "данные изъяты", осуществляет ООО "УК "Наш дом", домом по "данные изъяты", - ЖСК N 3, домом по ул. "данные изъяты", - ЖСК N 1. Данные организации, принявшие на себя функции по управлению многоквартирными домами, при выполнении работ и оказании услуг жителям указанных домов, не обеспечивают благоприятные и безопасные условия содержания.
В связи с изложенным истец просил признать бездействие ответчиков по надлежащему оборудованию и расположению контейнерной площадки незаконными; возложить обязанность на ответчиков прекратить эксплуатацию контейнерной площадки с нарушением обязательных требований законодательства, ликвидировав последнюю; возложить обязанность на ответчиков произвести действия по выбору места для размещения площадки для сбора мусора и бытовых отходов от жилых многоквартирных домов N *** по ул. "данные изъяты", N *** по ул. "данные изъяты", N *** по ул. "данные изъяты" с учетом соблюдения нормируемых расстояний, обеспечить соответствие контейнерной площадки санитарным требованиям, а именно: обеспечить водонепроницаемое покрытие, обеспечить установку контейнеров для сбора мусора в количестве не более 5 на одной контейнерной площадке, ограничить бордюром, обеспечить посадку зеленых насаждений и удобный подъезд для транспорта.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие ответчиков по надлежащему оборудованию и расположению контейнерной площадки; возложить обязанность на ответчиков обеспечить водонепроницаемое покрытие на контейнерной площадке, расположенной на расстоянии 14 м северо-восточней от жилого многоквартирного дома N *** по ул. "данные изъяты", обеспечить установку контейнеров для сбора мусора в количестве не более 5 на указанной контейнерной площадке.
Решением Рубцовского городского суда от 15 октября 2014 года исковые требования удовлетворены в части.
Признано незаконным бездействие ответчиков - ООО "Управляющая компания "Наш дом", жилищно-строительного кооператива N 3, жилищно-строительного кооператива N 1 по ненадлежащему оборудованию контейнерной площадки.
На ООО "Управляющая компания "Наш дом", жилищно-строительный кооператив N 3, жилищно-строительный кооператив N 1 возложена обязанность обеспечить водонепроницаемое покрытие на контейнерной площадке, расположенной на расстоянии 14 метров северо-восточней от жилого многоквартирного дома N *** по ул. "данные изъяты" в срок до ДД.ММ.ГГ; обеспечить на данной контейнерной площадке в указанный срок установку контейнеров для сбора мусора в количестве не более 5.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ООО "Управляющая компания "Наш дом", жилищно-строительного кооператива N 3, жилищно-строительного кооператива N 1 в доход бюджета муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края взыскана государственная пошлина по "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. с каждого.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "УК "Наш дом" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске данному ответчику. В обоснование жалобы указано на отсутствие полномочий у государственного органа на обращение с исковым заявлением о возложении обязанности на ответчика совершить определенные действия в отношении неопределенного круга лиц, поскольку с учетом положений Закона РФ "О защите прав потребителей" и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по спорам о защите прав потребителей такие требования могли быть заявлены в отношении определенного лица при наличии его просьбы, выраженной в жалобе. Кроме того, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей могут быть заявлены только требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей". Однако данные положения не были учтены судом первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "УК "Наш дом" Жарков Д.Ю. поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнительно пояснил, что спорная контейнерная площадка не относится к общедомовому имуществу и ее оборудование за счет средств жителей неправомерно.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Жаркова Д.Ю., проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что на придомовой территории жилого дома по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты" оборудована контейнерная площадка для сбора мусора, эксплуатацию которой осуществляют жители домов N *** по ул. "данные изъяты"; N *** по ул. "данные изъяты"; N *** по ул. "данные изъяты".
Управление жилыми домами N *** по ул. "данные изъяты", *** по ул. "данные изъяты", *** по ул. "данные изъяты" осуществляет ООО "УК "Наш дом", домом *** по ул. "данные изъяты" - ЖСК N 3, домом *** по ул. "данные изъяты" - ЖСК N 1.
Согласно ответу администрации г.Рубцовска на запрос суда эксплуатация и обслуживание контейнерной площадки осуществляется вышеназванными организациями, осуществляющими обслуживание жилых домов.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками, контейнерная площадка в нарушение санитарных норм не имеет бетонного или асфальтового покрытия, расположена с несоблюдением нормируемого расстояния от жилых домов.
Согласно положениям статей 154 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 11 данных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя помимо прочего санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
В соответствии с п.3.7.1 названных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
На основании п. 2.8, 2.13 Правил благоустройства города Рубцовска, принятых Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266, организация сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах осуществляется управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК и собственники многоквартирных домов, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории оборудованных в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда сборников для твердых отходов и отдельно под крупногабаритный и строительный мусор, а в неканализированных многоквартирных домах иметь сборники (выгребы) для жидких отходов; установку мусоросборников всех типов на бетонированной или асфальтированной площадке с обязательным ограждением ее бетонными плитами или металлическим профилированным листом на высоту не менее двух метров; своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; свободный подъезд и проезд к контейнерным площадкам и местам временного хранения мусора.
Таким образом, организация контейнерных площадок для сбора мусора, образующегося в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, и относится к обязанностям управляющей организации.
В соответствии с п.2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 названого Закона).
Согласно п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Руководствуясь вышеназванными нормативно-правовыми актами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы об отсутствии у истца - Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю полномочий на обращение в суд с названными требованиями в интересах неопределенного круга потребителей, судебная коллегия находит не состоятельными.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 N 308 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" основными задачами Управления являются организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Управление в пределах своей компетенции осуществляет: надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе: деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Доводы ответчика об отсутствии у госоргана полномочий на обращение в суд в интересах неопределенного круга потребителей с требованием о понуждении ответчика к совершению действий основаны на неправильном толковании закона, поскольку в рассматриваемом случае противоправность бездействия ответчика заключается в необорудовании контейнерной площадки, соответствующей санитарным нормам и правилам, и возложение на ответчика обязанности по приведению площадки в соответствие с требованиями закона влечет тем самым устранение нарушений, прекращение противоправных действий и восстановление нарушенных прав потребителей.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Принимая во внимание, что установленный судом срок для устранения нарушений на момент рассмотрения апелляционной жалобы и вступления решения в законную силу истек, судебная коллегия с учетом характера возложенной на ответчиков обязанности считает необходимым установить новый срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "Наш дом" - без удовлетворения.
Уточнить срок для исполнения решения, установив его до ДД.ММ.ГГ.
Председательствующий
Судьи
Судья Милошенко Н.В. Дело N 33-374/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
21 января 2015 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "Наш дом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2014 года по делу
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Управляющая компания "Наш дом", Жилищно-строительному кооперативу N1, Жилищно-строительному кооперативу N3 о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "Наш дом" - без удовлетворения.
Уточнить срок для исполнения решения, установив его до ДД.ММ.ГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.