Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 31 июля 2014 года по делу
по иску Ефимова С. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения, возложении обязанность принять на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Ефимов С.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Выслуга лет (календарная) составляет "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" день (л.д. 16-20, 32-33, 103-104).
ДД.ММ.ГГ Ефимов С.А. подал на имя командира войсковой части "данные изъяты" рапорт, в котором ходатайствовал о включении его в президентскую программу "Государственные жилищные сертификаты", просил выдать ему жилищный сертификат для приобретения жилья в "адрес" (л.д. 188).
Согласно журналу регистрации рапортов на ГЖС Ефимов С.А. включен в списки лиц, претендующих на получение жилищного сертификата ДД.ММ.ГГ под номером "данные изъяты", на ДД.ММ.ГГ он находился в списках под номером "данные изъяты" (л.д. 198-202).
Решением жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ года Ефимов С.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи - два человека (л.д. 176-177).
Приказом командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ майор Ефимов С.А. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 32), а приказом командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ он исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, направлен на воинский учет в ВК Ленинского и Индустриального районов г. Барнаула с последующим убытием к избранному месту жительства (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГ между администрацией ЗАТО Сибирский и Ефимовым С.А. был заключен договор социального найма одной комнаты в коммунальной квартире по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., состав семьи "данные изъяты" человека, включая жену - В. (л.д. 7-8). Дополнительным соглашением к договору социального найма от ДД.ММ.ГГ указание члена семьи исключено из договора (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГ Ефимов С.А. обратился с заявлением в ФГКУ "Центррегионжилье" о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 81).
Решением от ДД.ММ.ГГ Ефимову С.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по тем основаниям, что у него отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и им не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения, данные о нахождении военнослужащего в базе данных "Учет" по ФГКЭУ КЭЧ района (л.д. 10-11).
Не согласившись с данным решением, Ефимов С.А. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что в настоящее время проживает в ЗАТО Сибирский в комнате площадью "данные изъяты" кв.м. В период прохождения военной службы он признавался нуждающимся в получении жилья, но по какой-то причине не был включен в Информационную базу "Учет". Полагал, что в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" он имеет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств Министерства обороны РФ, в связи с чем просил отменить решение *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; признать за ним право и принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; поставить его в очередь на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 31 июля 2014 года исковые требования удовлетворены. За Ефимовым С.А. признано право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. Решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии Ефимова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства, отменено. На ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" возложена обязанность принять Ефимова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства, с даты увольнения, а именно с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истец был исключен из списков личного состава воинской части, в связи с чем имел право на обеспечение его жильем по избранному месту жительства не за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, а в органах местного самоуправления, которые не были привлечены к участию в деле в качестве процессуальных ответчиков; суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что Ефимов С.А. обеспечен по нормам действующего законодательства жилым помещением по договору социального найма, соответственно, отсутствуют основания для принятия его на учет нуждающихся; при условии, что истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, он подлежал бы восстановлению на учете с даты написания рапорта (решения жилищной комиссии), а не с даты увольнения, как указано судом; не соответствует действительности вывод суда о неурегулированности порядка рассмотрения рапорта Ефимов С.А., поскольку на тот момент действовало Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", которым подлежало руководствоваться истцу и командованию войсковой части; судом необоснованно отождествляются такие понятия как постановка на очередь на получение жилого помещения по избранному месту жительства и признание нуждающимся в жилых помещениях; вопреки установленному судом обстоятельству решением жилищной комиссии Ефимов С.А. не признавался нуждающимся в жилых помещениях; при принятии решения суд необоснованно предрешил существо решения, которое должен принять ответчик в отношении истца.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Ефимов С.А. полагал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению; иные лица, участвующие в деле, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П).
Так, согласно Федеральному закону 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15).
В соответствии с указанным Федеральным в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляла 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могли быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абзац второй пункта 1 статьи 23), а в случае необеспечения на момент увольнения жилыми помещениями не могли быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и подлежали обеспечению жильем в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзацы первый и второй пункта 13 статьи 15).
Принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения и вступившим в силу с 01 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по обеспечению жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства была возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, предоставлено только гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (абзацы первый и второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Аналогичное регулирование содержится в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в ныне действующей редакции. При этом, так же как и до 01 января 2005 года, абзац второй пункта 1 его статьи 23 предусматривает, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
Таким образом, увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.
При этом постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, то есть констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений.
Поскольку, как установлено судом, Ефимов С.А. был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, срок его службы составляет более 20 лет, в установленном порядке он выразил желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, был признан нуждающимся в получении ГЖС и принят на соответствующий учет войсковой частью по месту прохождения военной службы (КЭЧ), до настоящего времени государственным жилищным сертификатом, жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы, в которых заявитель настаивает на том, что Ефимов С.А. не признавался нуждающимся в жилых помещениях, признаются судебной коллегией несостоятельными, так как противоречат обстоятельствам, достоверно установленным судом первой инстанции на основании представленных в материалах дела доказательств, не согласиться с оценкой которых суд апелляционной инстанции оснований не усматривает.
Позиция ответчика о том, что истец имел право на обеспечение его жильем по избранному месту жительства не за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, а в органах местного самоуправления, так как на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истец был исключен из списков личного состава воинской части, основана на ошибочном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Действительно, в соответствии с п.п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.
Между тем в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.
Так, согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов (п.п. 3, 12 ст. 15).
При таких обстоятельствах привлечение к участию в деле в качестве ответчиков органов местного самоуправления не требовалось.
Безосновательной является и ссылка в жалобе на то, что Ефимов С.А. обеспечен по нормам действующего законодательства жилым помещением по договору социального найма, соответственно, отсутствуют основания для принятия его на учет нуждающихся.
На основании п. 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку, как следует из материалов дела, договор социального найма заключен с истцом в отношении комнаты, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной в коммунальной квартире по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., оснований для вывода об утрате Ефимовым С.А. статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий у суда вопреки доводам жалобы не имелось.
С учетом изложенного довод жалобы в части несогласия ответчика с выводом суда о неурегулированности порядка рассмотрения рапорта Ефимов С.А. также подлежит отклонению как не свидетельствующий о незаконности принятого судом решения и не влекущий его отмену.
Что касается довода жалобы о том, что в нарушение разъяснений абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при принятии решения суд предрешил существо решения, которое должен принять ответчик в отношении истца, то он основан на ошибочном толковании указанного разъяснения, которое касается ситуации, когда письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено последним по существу, в то время как в данном случае заявление истца о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях было рассмотрено ответчиком и в его удовлетворении отказано.
Необоснованным является и довод апелляционной жалобы о том, что, если истец и подлежал восстановлению на учете, то с даты написания рапорта (решения жилищной комиссии), а не с даты увольнения, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, истец мог быть обеспечен жильем по избранному постоянному месту жительства исходя из даты поступления рапорта в орган местного самоуправления с последующим подтверждением избрания населенного пункта, но в любом случае не ранее увольнения с военной службы.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал представленные сторонами доказательства и дал им мотивированную оценку в судебном решении. При этом нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, суд не допустил.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по доводам в ней изложенным судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 31 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Сомова И.В. Дело N 33-461/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
21 января 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 31 июля 2014 года по делу
по иску Ефимова С. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения, возложении обязанность принять на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.