Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску
Крючковой С. В. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крючкова С.В. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" Алтайского края, в котором просила восстановить ее в очереди на предоставление жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером 2.
Определением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ произведена замена ненадлежащего ответчика администрации "адрес" Алтайского края на надлежащего - Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
С учетом уточненных исковых требований Крючкова С.В. указала, что относится к категории детей-сирот, ее отец Чепурихин В.П. умер ДД.ММ.ГГ, мать Зайцева Л.А. лишена в отношении нее родительских прав решением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
В период с 2000 года по 2003 год истица обучалась в профессиональном училище *** "адрес" Алтайского края.
В марте 2003 года была поставлена на учет для получения жилой площади под номером 2.
В период с 2003 года по настоящее время жилое помещение ей не предоставлено.
В 2014 году при письменном обращении в администрацию "адрес" о предоставлении жилья Крючкова С.В. получила ответ, согласно которому она не состоит и не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заседании жилищной комиссии вопрос о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не рассматривался.
Истица полагает, что нарушено ее право на обеспечение жильем, поскольку она полагала, что состоит на учете нуждающихся, о чем ей была выдана справка. До настоящего времени жильем не обеспечена, в собственности жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. По каким причинам она была исключена из списков, нуждающихся в жилом помещении ей неизвестно. Считает действия администрации "адрес" по снятию с учета незаконными.
В связи с чем просила обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края восстановить допущенное нарушение ее права на предоставление жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением на территории "адрес".
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Крючковой С.В. удовлетворены.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить Крючкову С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В апелляционной жалобе Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от ДД.ММ.ГГ).
Крючкова С.В. до достижения, установленного законом возраста 23 лет, предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовалась, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не представила, в уполномоченный орган (Главное управление) с заявлением о включении ее в список не обращалась, в связи с чем утратила право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц.
Предоставленную истицей справку о постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении, нельзя принять в качестве допустимого доказательства.
Допрошенная в качестве свидетеля бывший сотрудник органов местного самоуправления показала, что Крючкова СВ. на учете в качестве нуждающейся не состояла, вопрос о постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на жилищной комиссии администрации никогда не рассматривался, вышеуказанная справка не имеет законной силы и выдана в нарушение законодательства по просьбе учебного заседания. Учетное дело Крючковой СВ. отсутствует.
При таких обстоятельствах суд необоснованно удовлетворил требования истицы, кроме того, в судебном решении отсутствует срок, с которого необходимо включить сведения об истце в список и название муниципального образования.
Руководствуясь нормами ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) и Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон, Закон).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 1 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Абзац четвертый ст.1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Законе.
В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона, ч.2 ст.4 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакциях, действовавших до ДД.ММ.ГГ) дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, по смыслу действовавшего до ДД.ММ.ГГ правового регулирования право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ, с ДД.ММ.ГГ утратил силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а статья 8 Закона N159-ФЗ изложена в новой редакции.
В соответствии со ст.8 в редакции настоящего Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ст.4 Федерального закона N 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что действие положений ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу ч.2 ст.4 вышеназванного закона N15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Исходя из анализа вышеназванных норм права на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до ДД.ММ.ГГ, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Таким образом, Крючкова С.В. на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Крючковой (до брака Чепурихиной) С.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, являлись Чепурихин В.П., умерший ДД.ММ.ГГ (л.д.26), и Зайцева Л.А., лишенная родительских прав решением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (л.д.25).
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** над несовершеннолетней Чепурихиной С.В. назначена опека (л.д.27).
По окончании средней общеобразовательной школы в 2000 году Чепурихина С.В. поступила в профессиональное училище *** "адрес", куда была зачислена на полное государственное обеспечение (л.д.24, 36об).
Согласно справке администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ, подписанной секретарем комиссии по жилищным вопросам Гартман В.Н., Чепурихина С.В. значится на учете для получения жилой площади с марта 2003 года (л.д.55).
Из ответа администрации "адрес", не имеющего исходящего номера и даты, полученном истицей в марте 2014 года, следует, что Крючковой С.В. сообщено, что она не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при администрации "адрес". На заседании жилищной комиссии вопрос о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не рассматривался в связи с тем, что не был оформлен соответствующий пакет документов (л.д.15, 13).
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Крючковой С.В. о возложении обязанности на ответчика о включении ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и не находит оснований для отмены решения поскольку применив нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ, суд обосновано пришел к выводу о том, что Крючкова С.В. в 2003 году выразила свою волю быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ею возраста 23 лет, добросовестно полагала, что поставлена на такой учет органами местного самоуправления, о чем у нее имелось документальное подтверждение в виде справки от ДД.ММ.ГГ.
Довод жалобы о том, что Крючкова С.В. после достижения возраста 23 лет не относится к категории лиц, названных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и тем самым не имеет право на постановку на учет для получения жилого помещения, основан на неверном толковании норм права.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Крючкова С.В. до достижения, установленного законом возраста 23 лет, предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовалась, а предоставленную истицей справку от ДД.ММ.ГГ о постановке истицы на учет, нельзя принять в качестве допустимого доказательства, направлена на переоценку доказательств по делу, которым судом, в соответствии со ст.67 ГПК РФ дана надлежащая полная оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Не имеет правового значения указание в жалобе на то, что в судебном решении отсутствует срок, с которого необходимо исполнить решение суда, поскольку на основании ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключение случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.