Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Нурмухаметовой Р.Р.
Хайрутдинова Д.С.
при секретаре Ш.Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции по иску К.В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения РБ об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета
по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения РБ на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2014 года, которым постановлено:
Исковое заявление К.В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения РБ об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, удовлетворить.
Признать отказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N ... от дата в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, незаконным
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан предоставить К.В.А. меру социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме выдачи сертификата на покупку жилья.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.В.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения РБ о признании решения об отказе заместителя министра труда и социальной защиты населения РБ К.О.Н. N ... от дата в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета незаконным, и о возложении обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в предоставлении истице меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме выдачи сертификата на покупку жилья.
В обоснование исковых требований указывает, что она протоколом N ... от дата общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района адрес РБ с дата принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа Президента "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от дата N ... на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ. Постановлением главы администрации муниципального района адрес РБ N ... от дата К.В.А. принята на учет с дата в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от дата N ... на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ. С целью реализовать свое право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета К.В.А. обратилась дата к министру труда и социальной защиты населения РБ с заявлением о выбранной форме социальной поддержки в форме сертификата. Письмом N ... от дата К.В.А. поставлена в известность о том, что ей будет дан дополнительный ответ после получения ответа из Прокуратуры РБ. Протоколом N ... от дата общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района адрес РБ решение общественной комиссии по жилищным вопросам в отношении К.В.А. оставлено в силе. Письмом N ... от дата К.В.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, так как К.В.А. является членом семьи собственника жилого помещения. Считает, что решение заместителя министра К.О.Н. противоречит действующему законодательству, так как в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, а не Министерством труда и социальной защиты населения. Таким образом, заместитель министра К.О.Н. не имела полномочий определять правильность постановки на учет К.В.А. в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Министерство труда и социальной защиты населения РБ в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал ненадлежащую оценку.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя К.В.А. - Д.В.Н., представителя администрации МР адрес РБ - К.С.В., представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ - Г.А.И., представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Н.Р.Р. судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N 322, Министерство труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан на основании представленных администрациями муниципальных районов и городских округов РБ списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, формирует республиканский список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 2.5 указанного Порядка предусмотрено, что Госстрой РБ на основании республиканского списка и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, в течение 5 дней со дня поступления средств федерального бюджета формирует проект сводного списка получателей мер социальной поддержки в очередном году с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки.
Кроме того, пунктом 2.7 указанного Порядка предусмотрено, что Министерством труда и социальной защиты населения РБ направляется в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре уточненный список получателей мер социальной поддержки.
Пунктом 2.8. указанного Порядка Госстрой РБ в течение 5 дней утверждает представленные Минтрудом РБ в порядке, предусмотренном пунктом 2.7 настоящего Порядка, сводные списки.
Таким образом, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре не были привлечены в качестве ответчика.
В соответствии пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
При таких обстоятельствах Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан дата принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство в суде апелляционной инстанции".
Истец К.В.А. не явилась на судебное заседание, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель К.В.А. - Д.В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации МР адрес РБ - К.С.В. исковые требования поддержал и просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ - Г.А.И. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Н.Р.Р. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Указом Президента РФ N 714 от дата "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в пункте 1 признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от дата N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 23.2 Закона "О ветеранах", полномочия по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 13 Федерального закона от дата N 5-ФЗ (ред. дата года) "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до дата, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации." Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривалось, что К.В.А. как вдова ветерана Великой Отечественной войны принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа Президента "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от дата N ... на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, что подтверждается протоколом N ... от дата общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района адрес РБ с дата (л.д. 7).
Постановлением главы администрации муниципального района адрес РБ N ... от дата К.В.А. принята на учет с дата в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от дата N ... на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ (л.д. 8).
Протоколом N ... от дата общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района адрес РБ решение общественной комиссии по жилищным вопросам в отношении К.В.А. оставлено в силе, копия письма направлено отделу УТиСЗН МТиСЗН РБ по адрес в адрес (л.д. 11).
Письмом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от дата N ... К.В.А. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в связи с тем, что К.В.А. проживает в квартире, находящейся по адресу: РБ, адрес, общей площадью 58,9 кв.м., с сыном и снохой, то есть обеспеченность составляет на каждого члена семьи по 19,6 кв.м., что превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного.
Из письма Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан усматривается, что К.В.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N ... на основании п.1 ч.1 ст. 51, ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако, в соответствии с п.1 ч.1. ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещения предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или члена у семьи собственника жилого помещения. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживают совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Исходя из вышеизложенного, предоставление К.В.А. меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета не представляется возможным, так как это приведет к нарушению федерального законодательства.
Судебная коллегия считает вышеуказанный отказ незаконным по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что К.В.А. не имеет в собственности жилья, не является квартиросъемщиком, проживает и зарегистрирована в квартире своего сына по адресу: РБ, адрес.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге погибшего (участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Данная норма предусматривает предоставление мер социальной поддержки К.В.А. как супруге погибшего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных частью 1 статьи 21 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Также, согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Постановлением главы администрации муниципального района адрес РБ N ... от дата К.В.А. принята на учет с дата в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от дата N ... на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ (л.д. 8).
В суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля была допрошена ведущий специалист-эксперт отдела социальной поддержки ветеранов Министерству труда и социальной защиты населения РБ А.Л.Б., которая пояснила, что из республиканского списка граждан имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий могут быть исключены граждане только в том случае если имеется постановление администрации поставившего на учет гражданина о его снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такого постановления в отношении К.В.А. не имеется.
Таким образом, органом местного самоуправления в лице администрации муниципального района адрес К.В.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет с дата в качестве нуждающейся в обеспечении жилого помещения в целях реализации Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", с данного учета истица не была снята.
Кроме того, К.В.А. состоит в республиканском списке граждан имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N ... от дата в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета противоречит действующему законодательству и является незаконным, так как в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, а не Министерством труда и социальной защиты населения, на которое в соответствии с Законом возложена обязанность только в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
При этом статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата N ... "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета" Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан определено ответственным за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствие с п.п. 1.5, 3.4 порядка предоставления мер социальной поддержки Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата N ... "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета" обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан. Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется в безналичной форме. Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения удостоверяется сертификатом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, и удовлетворить частично исковые требования К.В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения РБ об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Признать отказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N ... от дата в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, незаконным
Между тем, в части удовлетворения исковых требований К.В.А. об обязании Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан предоставить К.В.А. меру социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме выдачи сертификата на покупку жилья, следует отказать.
Поскольку согласно пункту 3.5. указанного Постановления Правительства РБ сертификат оформляется Госстроем РБ по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в течение 20 календарных дней со дня утверждения сводных списков и передается в течение двух календарных дней в Минтруд РБ с приложением копии сводного списка для дальнейшей передачи в филиалы (отделы филиалов) ГКУ РЦСПН в целях выдачи гражданину, включенному в сводный список в качестве получателя единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
На Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в соответствии с вышеприведенным Постановлением Правительства РБ обязанность по выдаче сертификата на покупку жилья не возложена, а поэтому суд не праве был возложить обязанность по выдаче сертификата на покупку жилья на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Требований к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о выдаче сертификата на покупку жилья К.В.А. заявлено не было.
Руководствуясь ст.ст. 337-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2014 года отменить и вынести по делу новое решение, которым
Исковые требования К.В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения РБ об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета удовлетворить частично.
Признать отказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N ... от дата в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, незаконным
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Нурмухаметова Р.Р.
Хайрутдинов Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.