Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сальниковой В.Ю.
судей
Емельяновой Е.А.,
Гавриловой Н.В.
при секретаре
Медведеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2014 года гражданское дело N 2-1864/2014 по апелляционной жалобе Администрации " ... " района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации " ... " района Санкт-Петербурга об обязании организации и проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю., объяснения представителя ответчика Администрации " ... " района Санкт-Петербурга - " ... " И.С., прокурора Яковлевой Я.С., представителя третьего лица МА МО " " ... "" - " ... " Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском об обязании Администрации " ... " района Санкт-Петербурга (далее также - Администрация) в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на 2014 год территорию, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, пересечение "адрес" и "адрес", в пределах водоохранной зоны реки " ... "; в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной по указанному выше адресу.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 23.06.2014 года исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, полагая его незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, указывая также на недоказанность наличия свалки на территории " ... " района Санкт-Петербурга по указанному прокурором адресу.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено районным судом и подтверждается материалами дела, сотрудниками Природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории "адрес" С.-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, пересечение "адрес" и "адрес", в пределах водоохранной зоны реки " ... ". В ходе приведенной проверки по указанному адресу установлено наличие несанкционированной свалки отходов производства и потребления (грунт, бой кирпича, бой бетонных изделий, отработанные автомобильные покрышки). Согласно ответу заместителя главы Администрации указанная территория не включена в адресную программу по ликвидации свалок.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года N 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Согласно указанному Положению, задачами администрации, среди прочего, являются осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п. 3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15.02.2001 года "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления" на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" в обязанности органов местного самоуправления входит участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у администрации района имеется обязанность по организации уборки вышеуказанной территории, так как отходы производства и потребления (грунт, бой кирпича, бой бетонных изделий, отработанные автомобильные покрышки) не являются бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на вышеуказанных нормах закона и согласуется с полномочиями администрации района Санкт-Петербурга, возложенными на нее Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008 года.
При этом доводы ответчика о принадлежности территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пересечение "адрес" и "адрес" Санкт-Петербурга не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку опровергаются материалами дела.
Так, согласно письму Комитета по управлению городским имуществом от 06.03.2014 года N 757-08, территория, расположенная на пересечении "адрес" и "адрес", в пределах водоохранной зоны водного объекта реки " ... ", находится в административных границах " ... " района Санкт-Петербурга и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. При этом в границах указанной территории отсутствуют земельные участки, прошедшие в установленном порядке кадастровый учет.
Судебная коллегия полагает необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что имеются основания для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на органы местного самоуправления, поскольку положениями пп. 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, соответственно, указанные полномочия органов местного самоуправления не могут распространяться на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
Ссылка на необоснованный отказ суда первой инстанции в привлечении к участию в деле Комитета финансов Санкт-Петербурга не влечет отмену постановленного по делу решения, поскольку обжалуемым решение вопрос о правах и обязанностях Комитета не разрешался, установленные судом обязанности возложены на ответчика, обладающего самостоятельной гражданской правоспособностью.
Разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств организации и проведения ответчиком работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Данный вывод суда является правильным, соответствует представленным по делу доказательствам, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в решении, в апелляционной жалобе ответчика по существу не опровергнуты.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.