Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Емельяновой Е.А.
Судей
Литвиновой И.А.
Венедиктовой Е.А.
При секретаре
" ... " А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- " ... "/2014 по апелляционной жалобе СПб ГКУ "Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2014 года по иску Прокурора Петроградского района в защиту неопределенного круга лиц к СПб ГКУ "Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Емельяновой Е.А.,
Выслушав объяснения представителя прокуратуры - Рыбаловой О.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петроградского района, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд обязать ответчика включить в адресный перечень оборудование светофорного объекта, расположенного на пересечении улиц Большая Зеленина - Барочная в г. Санкт-Петербурге, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофоров, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также прокурор просил суд взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере " ... " рублей " ... " копеек.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2014 года иск удовлетворен в полном объеме. Судом постановлено: обязать СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" внести в адресный перечень оборудование светофорного объекта, расположенного на пересечении улиц Большая Зеленина - Барочная в г. Санкт-Петербурге средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофоров, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, с СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" взыскана в доход бюджета Санкт-Петербурга государственная пошлина в размере " ... " рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и Комитета финансов Санкт-Петербурга.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав участника апелляционного процесса, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что 27 февраля 2014 года прокуратурой Петроградского района г. Санкт-Петербурга совместно с государственным инспектором ГИБДД УМВД России по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга, главным специалистом отдела содержания технических средств организации дорожного движения СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга", главным специалистом отдела по реабилитации Санкт-Петербургской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" была проведена проверка в сфере соблюдения безопасности дорожного движения, социальных прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры и беспрепятственного пользования всеми видами транспорта на территории Петроградского района, о чем был составлен соответствующий акт. В ходе проверки было установлено, что светофорный объект, расположенный на пересечении улиц Большая Зеленина - Барочная в г. Санкт-Петербурге не оборудован средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора для слабовидящих пешеходов.
Согласно выводов специалиста независимого сертификационного центра "РУИЦ "РУБИКОН" от 17.08.2014 - необходимость установки технических средств только на отдельных пешеходных переходах, регулярно используемых инвалидами по зрению, не соответствует требованиям ГОСТ Р 51671-2000, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой необходимо создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также противоречит ст. 27 Конституции Российской Федерации и ст. 2 (дискриминация по признаку инвалидности: ограничение в реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении), ст. 9 Доступность (государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах), ч. с) ст. 19 (услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам) Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов", а также создаст на необорудованных переходах угрозу причинения вреда жизни и здоровья всем категориям маломобильности, включая инвалидов по зрению. При этом в соответствии со ст. 12 (равенство перед законом) Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов": Государства - участники поддерживают, что каждый инвалид, где бы он не находился, имеет право на равную правовую защиту. Государства-участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности. Государства-участники обеспечивают, чтобы все меры, связанные с реализацией правоспособности, предусматривали надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека. Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией правоспособности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степени, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица.
Как следует из Заключения независимого сертификационного центра " " ... "" от 02.09.2014 (л.д. " ... "- " ... ") на пересечении улиц Большая Зеленина - Барочная в Петроградском районе Санкт-Петербурга находятся социально значимые объекты, а именно: детский дом N 23 для детей с ограниченными возможностями здоровья, магазины, парикмахерские, СПб ГБСУ СПЦ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N23, школа N 25, МО Чкаловское (л.д. " ... "- " ... ").
Требования ст. 15 Федерального закона N 181 от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в части обеспечения доступности, безопасности пользования инвалидами средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающий дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, напрямую относятся к политике, реализуемой Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, через соответствующие программы, реализуемые СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга". Пунктами 5.1, 6.4, 7.2, 7.7 ГОСТ Р 51671-2000 установлено, что все участки, предназначенные для движения по ним людских потоков, в том числе и пешеходные переходы, должны быть оснащены визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации для обеспечения информативности, доступности и безопасности использования. При этом, п. 7.7 ГОСТ Р 51671-2000 установлено, что параметры звуковых сигналов, производимых устройствами для дублирования сигналов светофоров и предназначенных пешеходов-инвалидов с нарушением функции зрения, а так же параметры осязательных сигналов перехода, производимых тактильными вибраторами для дублирования сигналов светофора и предназначенных для пешеходов-инвалидов с нарушением функции зрения и слуха, по ГОСТ Р 51648 "Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора для слепых и слепоглухих людей".
Одновременно, п. 5.3 ГОСТ Р 51671-2000 установлено, что в нормативных документах на технические средства связи, информации и сигнализации общего пользования отдельных групп или видов наряду с требованиями доступности и безопасности для инвалидов могут быть установлены дополнительные требования не противоречащие требованиям настоящего стандарта. В свою очередь, ГОСТ Р 51648 "Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора для слепых и слепоглухих людей", установлено, что данный стандарт распространяется на технические средства и устанавливает параметры звуковых и осязательных сигналов, что в полной мере соответствует требованиям п. 6.3 ГОСТ Р 51671-2000.Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.Согласно пункту 6.6 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом. Таким образом, положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дают основания для вывода о том, что средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, должны быть оборудованы все светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации. ГОСТ Р 52289-2004, на которые ссылается ответчик, не могут устанавливать иные правила, чем установлены законом, в связи с чем положения п. 7.4.3 ГОСТ и п. 6.6 Правил дорожного движения должны трактоваться во взаимосвязи с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и не могут рассматриваться как свидетельствующие о необходимости оборудования звуковыми сигналами только тех светофоров, которые установлены на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик, об ошибочности довода ответчика о том, что согласно содержания ГОСТ Р 52289-2004 дублирование сигналов светофора звуковыми сигналами не является обязательным, поскольку такая позиция ответчика не учитывает положений Конституции Российской Федерации и нормы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающие, что социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, на что указывает Верховный Суд РФ в своем Определении от 20.08.2014 N 10-КГПР14-3, правовая позиция которого, с учетом необходимости единообразного толкования норм права, обоснованно принята во внимание судом первой инстанции в обжалуемом решении. При этом, как верно указывает суд в своем решении, статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению безопасности участников дорожного движения, в том числе и для пешеходов и инвалидов, возложена непосредственно на ответчика. Довод апелляционной жалобы о том, что СПб ГКУ "Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" является учреждением, полностью финансируемым из бюджета, не свидетельствует о неправомерности обжалуемого решения по следующим основаниям.Так, в соответствии с Уставом СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" организует комплексное согласованное выполнение работ по эксплуатации объектов организации дорожного движения на территории Санкт-Петербурга, работ по учету технического состояния объектов, обеспечивающих повышение безопасности движения. СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" является государственным учреждением, которое в полном объеме финансируется из бюджета Санкт-Петербурга и подведомственно КРТИ.
Кроме того, ответчик осуществляет правомочия владения и пользования закрепленным за ним имуществом, выступая в роли "заказчика", выполняет работы по установлению и обслуживанию технических средств организации дорожного движения - светофоров, а также выполняет функции "заказчика" по проектированию, строительству объектов ТСОДД, которые относятся к числу объектов, обеспечивающих повышение безопасности дорожного движения.Государственной программой РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы установлены цели формирования к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом. При этом задачами Программы является - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам. Целевые индикаторы и показатели Программы являются в том числе и доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов; доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов.
При этом, объемы бюджетных ассигнований Программы - прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы в 2011 - 2015 годах составляет 46888,33 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета -26900 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 19718,99 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей. Для решения задачи по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения предусматривается реализация следующих мероприятий Программы, в том числе и реализация мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.Одновременно, в Санкт-Петербурге также действует и Программа "Создание Доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, целью которой является - обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге. Задачами данной Программы является в том числе и совершенствование организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге на основании оценки состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге; повышение уровня доступности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.Указанное опровергает доводы апеллянта об отсутствии целевых бюджетных ассигнований.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.Решение суда в части установленного судом трехмесячного срока исполнения требований прокурора ответчиком не обжалуется.При таких обстоятельствах, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным.С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегияО П Р Е Д Е Л И Л А:Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.