судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.,
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Красноярского края о взыскании средств социальной выплаты,
по апелляционной жалобе представителя Министерства сельского хозяйства Красноярского края - Шорохова Л.Н.
на решение Казачинского районного суда Красноярского края от 20 ноября 2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования Министерства сельского хозяйства Красноярского края к Черновой ... о взыскании средств социальной выплаты в размере 250 773 рублей оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к Черновой М.Г. о взыскании средств социальной выплаты в размере 250773 рубля.
Требования мотивированы тем, что данные денежные средства были предоставлены ответчику на приобретение жилья в сельской местности в рамках реализации Закона Красноярского края от 26.12.2006 года N 21-5624 "О краевой целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае на 2007-2009 годы", участником которой стала ответчик. 29.05.2009 года ответчику выдано свидетельство N 037-к о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере 250 773 рубля. Согласно платежным поручениям N 411732 от 16.07.2009г. и N 412090 от 16.07.2009 г. средства социальной выплаты в размере 250773 рубля были перечислены на счет ответчику и ответчик в рамках программы приобрела жилое помещение по адресу: "адрес" Пунктом 26 подраздела 3.5 и пункта 4 подраздела 3.5.1 Программы установлено, что в случае перехода права собственности на жилое помещение, построенное (приобретенное) в рамках программы, от участника программы к другим гражданам в течение пяти лет с момента регистрации права собственности на данное жилое помещение, участник программы возвращает в краевой бюджет денежные средства, полученные в виде социальной выплаты, за исключением случаев вынужденной продажи жилого помещения. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/257/2012-961 по состоянию на 24.12.2012 г. ответчик собственником указанной квартиры не является. В адрес ответчика было направлено уведомление с предложением вернуть в бюджет полученные средства социальной выплаты в добровольном порядке.
12.04.2013 г. ответчик получил уведомление, однако до настоящего времени денежные средства в бюджет не возвращены.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства сельского хозяйства Красноярского края - Шорохов Л.Н. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства сельского хозяйства Красноярского края по доверенности от 08.09.2014 г. Кокорину С.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав Чернову М.Г., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" Основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами Программы в том числе являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Типовое Положение "О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам".
Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
Вышеуказанными нормами определены, как категория граждан, которым предоставляется в установленном порядке данная социальная выплата, так и регламентирован перечень оснований, на которые социальная выплата может быть направлена. Указанные перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Государственным заказчиком-координатором программы выступило Министерство сельского хозяйства РФ. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2010 года: предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
26 декабря 2006 года Законом Красноярского края N 21-5624 утверждена краевая целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае" на 2007-2009 годы. Одним из исполнителей мероприятий программы являлось Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.
В соответствии с подразделом 3-5 краевой Программы право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Красноярского края имеют граждане, постоянно проживающие в сельской местности, документально подтвердившие наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, необеспеченной за счет средств социальной выплаты, признанные нуждающимися в
улучшении жилищных условий (п.1).
Жилое помещение, построенное (приобретенное) гражданином, оформляется в установленном порядке в общую собственность всех членов семьи участника программы, указанных в свидетельстве (п.22).
30 октября 2008 года Законом Красноярского края N 7-2313 внесены изменения в Закон края "О краевой целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае" на 2007 - 2009 годы". Подраздел 3.5 дополнен пунктом 26 следующего содержания: "В случае перехода права собственности на жилое помещение, построенное (приобретенное) в рамках настоящей программы, от участника программы к другим гражданам и (или) юридическим лицам в течение пяти лет с момента регистрации права собственности на данное жилое помещение участник программы возвращает в краевой бюджет денежные средства, полученные в виде социальной выплаты, за исключением случаев вынужденной продажи жилого помещения (необходимость оплаты дорогостоящего лечения, по медицинским рекомендациям о смене места жительства, при возникновении форс-мажорных обстоятельств)".
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Чернова М.Г. с августа 2008 года являлась членом сельскохозяйственного потребительского смешанного кооператива - СПСК "Союз", что подтверждается справкой председателя кооператива N 39 от 22.08.2008 г. об уплате паевого взноса и членской книжкой СПСК "Союз".
15 августа 2008 г. Чернова М.Г. дала письменное обязательство главе Казачинского района о том, что она в течение 45 календарных дней с момента получения письменного уведомления о включении ее в сборный реестр, предоставит документ о наличии собственных средств не менее 30 % от стоимости жилья.
26 августа 2008 года Чернова М.Г. обратилась в Агентство сельского хозяйства администрации Красноярского края через Администрацию Казачинского района с заявлением о выдаче ей свидетельства на получение субсидии на приобретение жилого помещения на территории с. Казачинское Казачинского района как лицу, признанному нуждающейся в предоставлении жилого помещения и состоящей в качестве таковой на учете в Администрации Казачинского р-на на основании постановления N 533-п от 28.08.2008 г.
29 мая 2009 года Черновой М.Г. выдано свидетельство о предоставлении
социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности, в
соответствии с которым ей предоставлена социальная выплата в размере 250773 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 107 474 рубля и за счет средств бюджета Красноярского края - 143 299 рублей.
2 декабря 2009 г. по договору купли-продажи истица приобрела у Заваруевой Л.А. квартиру, расположенную "адрес" стоимостью 392988 рублей. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру в жилом доме по адресу: с. Казачинское, ул. Герасимова, 26-8 выдано истице 10 декабря 2009 года.16 декабря 2009 года согласно письму заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края В.В. Талалуева банку ОАО "Сбербанк России" дано указание перечислить на имя продавца квартиры Заваруевой Л.А. в Казачинском дополнительном офисе Лесосибирского ОСБ N 8217 Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ на ее лицевой счет средства социальной выплаты, предназначенные для Черновой М.Г. в сумме 250773 рубля и собственные средства Черновой М.Г. в сумме 107474 рубля.
21 марта 2011 года Чернова М.Г. продала квартиру, расположенную по адресу: с "адрес". "данные изъяты" что подтверждается договором купли-продажи от 21.03.2011 г.
8 апреля 2011 г. по договору купли-продажи истица приобрела у "данные изъяты" квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты"
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты"
12 апреля 2013 г. Черновой М.Г. было вручено уведомление Министерства сельского хозяйства Красноярского края о возврате социальной выплаты в связи с выявленными нарушениями истицей п. 26 подраздела 3.5. и п. 4. подраздела 3.5.1. программы, а именно отчуждение жилого помещения, приобретенного по программе, ранее 5 лет с момента регистрации права собственности на него.
В связи с установлением факта несоблюдения участником подпрограммы условий подпрограммы и отказом Черновой М.Г. добровольно возвратить полученную социальную выплату, Министерства сельского хозяйства Красноярского края обратилось с иском в суд.
Отказывая Министерству сельского хозяйства Красноярского края в удовлетворении исковых требований к Черновой М.Г., суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для взыскания с Черновой М.Г. социальной выплаты, полученной ей в рамках краевой целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае" на 2007 - 2009 годы" не имеется, поскольку требования о возврате денежных средств заявлено истцом к ответчику в условиях, когда обязательства между сторонами прекращены их надлежащим исполнением, Положение п. 26 подраздела 3.5 Закона края "О краевой целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и Красноярском крае на 2007 - 2009 годы" не предусмотрено федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", кроме того, п. 26 подраздела 3.5 и пункт 4 подраздела 3.5.1 раздела Программы, лишающий истицу права распоряжаться жильем, приобретенным на средства социальной выплаты, в течение 5 лет с момента регистрации права собственности на данное жилье, ущемляет ее права собственника и противоречит Конституции РФ, данный пункт был введен в действие после вступления истицей в Программу, с данным условием, как и с условием об обязанности ежегодно в январе предоставлять выписку из ЕГРП ответчицу ни Администрация Казачинского района, ни истец не ознакомили, со всеми Условиями целевой Программы ответчик ознакомилась в Администрации Казачинского района 26.08.2008 года. Продажа Черновой М.Г. жилого помещения, приобретенного на средства социальной выплаты, была вынужденной мерой - болезнь ребенка, о чем свидетельствует совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, которым у суда нет оснований не доверять, после продажи квартиры в с. Казачинское, истицей вновь приобретено жилье более комфортное для ее семьи, полученные средства субсидии потрачены истицей для приобретения жилья, т.е. по целевому назначению.
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм материального права, на что обоснованно указывает истец в апелляционной жалобе.
Так, в силу ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
26 декабря 2006 года Законом Красноярского края N 21-5624 утверждена краевая целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае" на 2007-2009 годы, пунктом 26 подраздела 3.5 и п. 4 подраздела 3.5.1. предусмотрено, что в случае перехода права собственности на жилое помещение, построенное (приобретенное) в рамках настоящей программы, от участника программы к другим гражданам и (или) юридическим лицам в течение пяти лет с момента регистрации права собственности на данное жилое помещение участник программы возвращает в краевой бюджет денежные средства, полученные в виде социальной выплаты, за исключением случаев вынужденной продажи жилого помещения (необходимость оплаты дорогостоящего лечения, по медицинским рекомендациям о смене места жительства, при возникновении форс-мажорных обстоятельств)".
Данное условие обусловлено необходимостью достижения как основных задач, указанных в паспорте федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", в том числе и улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, так и задач краевой целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и Красноярском крае на 2007 - 2009 годы" - создание условий для обеспечения жильем граждан, являющихся членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Являясь участником программы и получая свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N 37-к от 29.05.2009 г., Чернова М.Г. приняла на себя обязательство исполнения всех условий программы, в том числе и условий, предусмотренных, п. 26 подраздела 3.5. в части ограничения отчуждения приобретенного имущества, а также условий по соблюдению перечня оснований, на которые социальная выплата может быть направлена.
Доводы ответчика Черновой М.Г., а также выводы суда первой инстанции о невозможности применения к спорным правоотношениям положений п. 26 подраздела 3.5 Закона края "О краевой целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и Красноярском крае на 2007-2009 годы", поскольку данное условие не предусмотрено федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", данный пункт ущемляет права ответчицы, как собственника и противоречит Конституции РФ, а, кроме того, данный пункт был введен в действие после вступления истицей в Программу, с данным условием ответчицу никто не знакомил, судебная коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к Программе). Согласно пункту 19 указанных Правил ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и целевое использование субсидий возлагается на органы исполнительной власти.
Таким образом, органы исполнительной власти в целях соблюдения поставленных федеральной программой целей и задач, учитывая возложенную на них ответственность за целевое использование субсидий, предоставленных в рамках реализации федеральной программы по обеспечению выполнения мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, вправе самостоятельно предусматривать дополнительные ограничения, связанные с распоряжением гражданами имуществом, приобретенным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции о невозможности ограничения прав граждан на жилое помещение, приобретенное ими в собственность, в том числе и за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, являются ошибочными.
То обстоятельство, что истица была включена в программу ранее внесенных Законом Красноярского края N 7-2313 от 30 октября 2008 года изменений в Закон края "О краевой целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае" на 2007 - 2009 годы", именно дополнения подраздела 3.5 программы п. 26, не может служить основанием для признания её действий по отчуждению квартиры ранее 5 летнего срока владения правомерными, поскольку на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, данные изменения уже были внесены, являлись неотъемлемой частью программы.
Соглашаясь с доводами ответчика о том, что продажа квартиры, расположенной по адресу: "адрес" была вынужденной мерой и доводами ответчика о правомерности приобретения новой квартиры с использованием средств социальной выплаты в г. Красноярске, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что в квартире, расположенной по адресу: "адрес" зимой постоянно была низкая температура воздуха, что подтверждается соответствующими документами, в связи с чем, малолетний ребенок ответчицы часто болел, и ему был выставлен статус "часто болеющий ребенок", а приобретенная квартира в г. Красноярске полностью соответствует всем условиям проживания.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ответчицы медицинской рекомендации о смене места жительства, связанным с переездом в иные климатические условия.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что ответчица, в целях соблюдения задач программы, направленных именно на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, не была лишена возможности приобретения иного жилого помещения, именно в сельской местности.
Проанализировав федеральные и региональные правовые акты, определяющие условия получения и порядок расходования целевых денежных средств (социальной выплаты) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, сопоставив нормативные положения с фактическими условиями реализации денежных средств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что продажа ответчицей квартиры в с. Казачинское и приобретение за счет указанных средств квартиры в г. Красноярске не может являться использованием социальной выплаты по целевому назначению, в связи с чем, требования Министерства сельского хозяйства Красноярского края о взыскании средств социальной выплаты в размере 250773 рублей являются обоснованными.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Красноярского края нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о взыскании с Черновой М.Г. в пользу истца средств социальной выплаты в размере 250773 рублей.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, срок исковой давности не пропущен, поскольку истец узнал о продаже ответчиком квартиры 24.12.2012 г., именно с указанной даты начинается течение срока исковой давности.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Черновой М.Г., не освобожденной от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета в размере 5707 рублей 73 копеек.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Казачинского районного суда Красноярского края от 20 ноября 2014 г. отменить.
Исковые требования Министерства сельского хозяйства Красноярского края к Черновой ... о взыскании средств социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Черновой ... в пользу Министерства сельского хозяйства Красноярского края социальную выплату на приобретение жилья в сельской местности в размере 250773 рублей.
Взыскать с Черновой ... в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5707 рублей 73 копеек.
Председательствующий Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.