Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Баркаловой Т.И., Маслова А.К.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скакун И.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино Белгородской области о признании права и назначении доплаты к пенсии за работу в летно-испытательном составе
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино Белгородской области
на решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 24 октября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино - Калашниковой Л.В. и Пузиковой Ю.А., поддержавших доводы жалобы, Скакун И.Ю., просившего об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скакун И.Ю. с 13.09.2013 г. является получателем трудовой пенсии по старости за работу в гражданской авиации на основании пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 73-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В его льготный стаж засчитаны периоды работы с 23.06.1992 г. по 01.11.1999 г. - в качестве "данные изъяты" ОАО АК " "данные изъяты"", с 06.02.2001 г. по 30.04.2003 г. - в качестве "данные изъяты" "данные изъяты", с 01.05.2003 г. по 31.12.2012 г. - в качестве "данные изъяты".
На момент назначения пенсии специальный стаж (с учетом льготного исчисления) составляет полных 28 лет 1 месяц.
При этом ему не засчитан в льготный стаж период работы с 01.01.2013 г. по 06.01.2014 г. в должности "данные изъяты", поскольку этот период работы осуществлялся им на территории другого государства и нет сведений, об уплате в этот период страховых взносов дополнительного тарифа на пенсионное обеспечение.
16.06.2014 г. Скакун И.Ю. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии по Федеральному закону от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", в назначении которой ему было отказано.
Дело инициировано иском Скакун И.Ю., который, уточнив требования, просил назначить ежемесячную доплату к пенсии члена летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с июля 2014 г. после обращения с заявлением о назначении доплаты к пенсии, обязать пенсионный орган назначить ему трудовую пенсию с учетом работы в летно-испытательском составе в период с 01.05.2003 г. по 06.01.2014 г. в соответствии с положениями ФЗ N 166 и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 г. N 384 с февраля 2014 г.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением суда исковые требования Скакун И.Ю. удовлетворены частично.
За ним признано право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, назначена ежемесячная доплата к пенсии члена летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с 01.08.2014 г. На ответчика возложена обязанность включить в льготный трудовой стаж истца период работы в летно-испытательском составе ГАО " "данные изъяты"" с 01.01.2013 г. по 06.01.2014 г.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При включении в льготный трудовой стаж истца периода его работы в летно-испытательском составе ГАО " "данные изъяты"" с 01.01.2013 г. по 06.01.2014 г. суд обоснованно руководствовался положениями вышеуказанного Федерального закона, а также Постановления Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" (в редакции от 12.08.1992 г.), Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и пп. б п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555, в страховой стаж включаются периоды работы, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации либо при предоставлении документа об уплате взносов в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение иностранного государства.
Согласно записей в трудовой книжке истца; справок работодателя "данные изъяты" от 15.05.2013 г., 09.11.2012 г., 03.06.2013 г.; летной книжки; справок о налете часов; справки, уточняющей особый характер работы, от 13.06.2013 г., истец был принят на работу в "данные изъяты" "данные изъяты". Затем после окончания "данные изъяты" 28.03.2003 г. он был переведен "данные изъяты" "данные изъяты", где проработал до 06.01.2014 г. За указанный период находился на летной работе, занимался штурманским обеспечением летных испытаний и непосредственно участвовал в испытательских полетах выпускаемых самолетов "данные изъяты", "данные изъяты" и др. в составе летно-испытательного экипажа.
Данные обстоятельства сторона ответчика не оспаривала ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
В связи с тем, что у истца имеется справка, уточняющая особый характер его работы, которая выдана его работодателем; справка о начислении и выплате истцу в спорный период заработной платы; справка об отчислениях работодателем в спорный период страховых взносов, суд, по мнению судебной коллегии, пришел к обоснованному выводу, что исключение пенсионным органом периода работы истца с 01.01.2013 г. по 06.01.2014 г. из его льготного трудового стажа является неправомерным.
По сообщению "данные изъяты" на запрос "данные изъяты" от ноября 2013 г., "данные изъяты" ( "данные изъяты") за период с января 2002 г. по сентябрь 2013 г. начисляло обязательные отчисления с ФОТ, социальный платеж и страховые взносы граждан. Данными о начисленных платежах в Пенсионный фонд за октябрь месяц 2013 г. будет располагать после представления предприятием расчета за 4-й квартал 2013 г.
Как правильно указал суд, то обстоятельство, что в указанном документе нет сведений конкретно об истце и об отчислении конкретно по нему страховых взносов, не свидетельствует о его незаконности, так как пенсионный орган должен был оказать содействие истцу в получении документа компетентного органа иностранного государства.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, при наличии доказательств, подтверждающих факт работы лица у конкретного работодателя на работах с особыми условиями, неисполнение последним обязанности по уплате страховых взносов не может лишить истца гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение по возрасту при наличии иных доказательств осуществления трудовой деятельности в спорный период.
Факт неуплаты работодателем страховых взносов и иных платежей сам по себе не является основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения его права на зачет периода трудовой деятельности в специальный стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П.
Следовательно, является правомерным вывод в решении относительно включения в льготный трудовой стаж истца периода его работы в летно-испытательском составе ГАО " "данные изъяты"" с 01.01.2013 г. по 06.01.2014 г.
Судебная коллегия также не находит оснований для отмены решения суда в части удовлетворения требования о признании права и назначении доплаты к пенсии за работу в летно-испытательном составе по следующим основаниям.
Федеральный закон от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" является специальным законом, который определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Согласно ст. 1 данного Федерального закона, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Право на доплату к пенсии имеют граждане, получающие пенсию, имеющие необходимую выслугу лет, занимающие должности, включенные в список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, утвержденный Правительством Российской Федерации, и оставившие летную работу.
Иных условий для назначения и выплаты доплаты к пенсии Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" не содержит.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, а назначаемые в связи с нею пенсии заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г., в которое входит Республика Узбекистан, для установления права на пенсию, в том числе и на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст. 5 данного Соглашения, его действие распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
В силу п. 5 Приложения N 1 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 99 р от 22.06.2004 г. "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 г. приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание вышеизложенное, порядок исчисления стажа для назначения пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и порядок исчисления стажа для определения права на доплату к пенсии на основании Федерального закона от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ, как правильно указал суд первой инстанции, должен быть одинаковым.
Судебная коллегия полагает, что установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права члена летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на доплату к такой пенсии.
Материалами дела и пояснениями сторон подтвержден льготный стаж истца в 28 лет 1 месяц и факт оставления им летной работы.
В связи с чем, суд обоснованно признал за истцом право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и назначил ее с 01.08.2014 г.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 24 октября 2014 г. по делу по иску Скакун И.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино Белгородской области о признании права и назначении доплаты к пенсии за работу в летно-испытательном составе оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.