Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Троценко Ю.Ю.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе первого заместителя министра Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Шамсутдинова Р.Х. на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 26 августа 2008 года по иску Ситаева А.В. к Администрации MP Учалинский район о признании действий (решения) по снятию его с учета на получение жилья незаконным и восстановлении в очереди, которым постановлено:
Исковое заявление Ситаева А.В. удовлетворить.
Признать действия (решение) администрации Муниципального района Учалинский район о снятии Ситаева А.В. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.
Обязать администрацию муниципального района Учалинский район восстановить Ситаева А.В. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника боевых действий в адрес в прежней очереди с дата.
Взыскать с Администрации муниципального района Учалинский район госпошлину в доход государства в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ситаев А.В. обратился в суд с иском к администрации Муниципального района Учалинский о признании незаконными действия ответчика по снятию его с учета лиц, состоящих на получение жилья, и восстановлении его в прежней очереди на получение жилья с дата.
Свои требования мотивировал тем, что он является участником боевых действий в адрес. Решением исполкома Учалинского городского Совета от дата он был включен в уточненный список лиц, нуждающихся в получении жилья в первоочередном порядке. Однако в настоящее время он в очереди на получение жилья не числится. На каком основании и по какой причине был исключен из списков, ему неизвестно. Он считает, что его незаконно исключили из очереди на улучшение жилищных условий. На основании п.п. 3 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", он имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший в очередь до дата.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, первый заместитель министра Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Шамсутдинов Р.Х. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что ... кв.м. - это норма общей площади жилого помещения, исходя из которой в соответствии с п. 3.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РБ от 15.09.2011 N 322, производится расчет единовременной денежной выплаты для обеспечения жильем льготной категории граждан в случае, если жилищным законодательством (ст. 51 ЖК РФ) к моменту обращения за единовременной денежной выплатой на приобретение жилого помещения льготная категория граждан признана нуждающейся в жилых помещениях, а не учетная норма площади жилого помещения, применяемая при постановке на учет нуждающихся.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Гирфанова А.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившееся лицо, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
С учетом приведенных доводов жалобы, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от дата данное дело назначено к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции.
Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляется по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны следующие категории граждан:
малоимущие;
иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;
иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, согласно п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (по договору социального найма).
Вместе с тем, обеспечение жильем, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, определенных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", осуществляется только в том случае, если указанная категория граждан в установленном законодательством порядке будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрен ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Из материалов дела следует, что Ситаев А.В. зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: адрес
Жилое помещение, в котором зарегистрирован и постоянно проживает Ситаев А.В., принадлежит ему на праве собственности.
Из имеющейся в материалах дела копии учетного дела усматривается, что заявление на имя председателя Учалинского горисполкома о принятии Ситаева А.В. и его семьи на учет для получения жилой площади, им подано дата. На обложке дела имеется ссылка на решение исполкома горсовета от дата. То, что Ситаев А.В. был принят и состоял в списке лиц, нуждающихся в получении жилья, у сторон не вызывает спора. Также на обложке учетного дела Ситаева А.В. отмечено, что он обеспечен нормой, получил двухкомнатную квартиру по адресу: адрес, исключен дата.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, и обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
На основании п.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, является предоставление им субсидий на приобретение жилья.
Чтобы обеспечить ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, субсидиями на приобретение жилья бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с п.2 ч.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" из Федерального фонда компенсаций выделяются субвенции. Объем субвенций по обеспечению жильем граждан определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. Таким образом, 18 кв.м. - это не норма обеспечения жильем ветерана боевых действий, ставшего на учет после 01.01.2005, а норматив для определения размера субсидии для ветерана, вставшего на учет до 01.01.2005.
Как было указано выше п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь действующим законодательством, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца Ситаева А.А. о признании действий (решения) по снятию его с учета на получение жилья незаконным и восстановлении в очереди, поскольку оснований для восстановления Ситаева А.В. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.
Согласно решению Учалинского городского Совета Республики Башкортостан от 19 августа 2005 года N 109-9/3 учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Иных учетных норм для признания данной категории граждан нуждающейся в улучшении жилищных условий действующим законодательством не предусмотрено.
18 кв.м. - это норма общей площади жилого помещения, исходя из которой в соответствии с п. 3.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РБ от 15.09.2011 N 322, производится расчет единовременной денежной выплаты для обеспечения жильем льготной категории граждан в случае, если жилищным законодательством (ст. 51 ЖК РФ) к моменту обращения за единовременной денежной выплатой на приобретение жилого помещения льготная категория граждан признана нуждающейся в жилых помещениях, а не учетная норма площади жилого помещения, применяемая при постановке на учет нуждающихся.
Упоминание 18 кв.м. в Федеральном законе "О ветеранах" приводится в целях указания норматива для определения размера субсидии для ветерана, вставшего на учет до 01.01.2005, а не в целях указания нормы обеспечения жильем ветерана боевых действий.
В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ супруга и дочь Ситаева А.В. являются членами его семьи.
Таким образом, на одного члена семьи Ситаева А.В. приходится по ... кв.м. общей площади жилого помещения, которая превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемого для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установленную нормативным правовым документом ( ... кв.м.).
Данных о том, что жилое помещение, в котором проживает истец, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, либо того, что в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, в материалах дела не имеется.
В соответствии с представленными документами и действующим в настоящее время законодательством оснований для признания Ситаева А.В. нуждающимся в жилом помещении, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется. В настоящее время Ситаев А.В. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью учетной нормой.
Согласно ч.2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения отношений по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и исключения с учета Ситаева А.В., учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Ситаев А.В. состоял в первоочередном списке на улучшение жилищных условий по месту работы в автошколе и был исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях по месту работы после предоставления ему однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: адрес.
В последующем в администрацию муниципального района с целью улучшения жилищных условий Ситаев А.В. не обращался. Следовательно, на дата Ситаев А.В. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоял.
В этой связи, обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, как ветеран боевых действий Ситаев А.В. не подлежит.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущено нарушение норм процессуального права, Судебная коллегия, отменяя судебное постановление, принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 26 августа 2008 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Ситаева А.В. к Администрации MP Учалинский район о признании действий (решения) по снятию его с учета на получение жилья незаконными и восстановлении в прежней очереди на получение жилья с дата отказать.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Ю.Ю. Троценко
Г.Я. Турумтаева
Справка: судья Юлмухаметов З.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.