Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Вашкиной Л.И. и Мелешко Н.В.
при секретаре
Шаповаловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4008/14 по апелляционной жалобе Администрации Кировского района Санкт-Петербурга и апелляционным представлением природоохранного прокурора Санкт-Петербурга на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2014 года по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Садовниковой М.В. и представителя природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Спассковой Т.А., поддержавших доводы своих жалоб,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия: а именно в 30-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на "дата": "адрес"). Так же просил обязать Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга в 150-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления по указанному адресу.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24.09.2014 исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены.
На Администрации Кировского района Санкт-Петербурга возложена обязанность в 30-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу, включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на "дата": "адрес", и в 150-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления по указанному адресу.
С Администрации Кировского района Санкт-Петербурга в доход государства взыскана государственная пошлина в размере " ... ".
В апелляционной жалобе представитель Администрации просит решение отменить в части обязания ответчика 150-и дневный срок с момента вступления решения в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления и взыскания с ответчика расходов по оплате государственной пошлины.
В представлении природоохранный прокурор просит решение суда отменить в части взыскания с ответчика расходов по оплате государственной пошлины.
Представитель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 5 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в отсутствие третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что проведенной природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства на территории "адрес" Санкт-Петербурга установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес"), выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, что подтверждается актом N ... от "дата"
Федеральным Законом "Об охране окружающей среды" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу статьи 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с пунктами статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании статьи 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Федеральный закон от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 1 вышеуказанного закона, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения является - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 21 названного Федерального закона, почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.Территория, на которой находится несанкционированная свалка, расположена по адресу: "адрес"), относится к "адрес" Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N ... от "дата" утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, на основании пункта 1.1 которого Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктами 2.3.8., 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами Администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач пунктом 3.4.68 Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно пункту 3.4.75. Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании пункта 6.3. Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N196-р от 15.02.2001 года "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Таким образом, Администрация Кировского района Санкт-Петербурга наделена полномочиями в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 этой же статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Статьей 19 Закона Санкт-Петербурга от 27.11.2013 года N654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утвержден Перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, согласно приложению 23.
Пунктом 7.2 Приложения 23 к Закону Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены расходные обязательства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Исходя из указанных норм, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с учетом места расположенная свалки и характера находящихся на них отходов именно на администрацию района возложена обязанность по уборке вышеуказанной территории, поскольку строительные отходы в виде грунта, отходы бетона в кусковой форме, порубочные остатки не являются бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не является промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.
Указание в апелляционной жалобе на то, что администрацией района утверждена смета на проведение изыскательских работ по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на Канонерском острове, запланированы следующие виды работ: топогеодезические работы, инженерно-геологические изыскания, разработка схемы рекультивации и земледелия, в связи с чем не имеется основания для возложения на ответчика обязанности в 150-и дневный срок с момента вступления решения в законную силу, организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, подлежит отклонению исходя из следующего.
Исковое заявление к Администрации Кировского района об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке направлено суд в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ по результатам проверки, проведенной по обращению граждан, проживающих на Канонерском острове, в непосредственной близости от места несанкционированного размещения отходов.
Исковые требования природоохранного прокурора, основаны на неисполнении администрацией района задач, установленных действующим законодательством. При этом, решение суда направлено на фактическое устранение нарушения природоохранного законодательства: ликвидацию несанкционированной свалки, а мероприятия, запланированные ответчиком и изложенные в апелляционной жалобе, являются подготовительными работами, предшествующими вывозу отходов с данной территории.
Вместе с тем заслуживают внимание доводы жалобы и представления прокурора о необоснованности взыскания с администрации района расходов по оплате государственной пошлины.
Согласно подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, Администрация Кировского района Санкт-Петербурга освобождена от уплаты государственной пошлины.
При указанных обстоятельствах решение суда в части взыскания с администрации в доход государства государственной пошлины подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2014 года в части взыскания с Администрации Кировского района Санкт-Петербурга в доход государства госпошлины отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.