Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей Казанцевой Т.Б., Эрхетуевой О.М., при секретаре Бадмажаповой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к ГУ "Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ" об обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работ и назначить досрочную трудовую пенсию
по апелляционной жалобе начальника Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ Асеевой Л.И. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 сентября 2014 г., которым постановлено:
Исковые требования С. удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, трудовую деятельность С. в период с 05.12.1983 г. по 26.08.1986 г.
Обязать ГУ "Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ" назначить С. досрочную трудовую пенсию по старости с 23.05.2013 г.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Алексееву Л.Е., представителя Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия Кукшинова С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Республике Бурятия (далее ЦУ ВП ПФР в РБ) об установлении факта работы, обязании включить в специальный трудовой стаж период работы с 05.12.1983 г. по 26.08.1986 г. в должности горного мастера подземных работ и назначить трудовую пенсию досрочно.
Требования мотивированы тем, что 23.05.2013 г. истец обратился в ЦУ ВП ПФР в РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ЦУ ВП ПФР в РБ было отказано в установлении досрочной пенсии в связи с отсутствием на момент обращения необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работы.
Истец С. и его представитель Алексеева Л.Е. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия Кукшинов С.Ю. возражала против удовлетворения иска, полагая, что отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочной трудовой пенсии является обоснованным.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ Асеева Л.И. просит отменить решение в связи с нарушением норм материального права. Полагает, что судом не установлены фактические обстоятельства дела, а именно занятость истца на подземных работах 50% и более рабочего времени. Вывод суда о назначении С. пенсии с 23.05.2013 г. не основан на действующем законодательстве.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ЦУ ВП ПФР РФ в РБ Тугутхонов М.Л. поддержал доводы апелляционной жалобы, против которых возражала представитель С. - Алексеева Л.Е.
С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, С. 23.05.2013 г. обратился в ЦУ ВП ПФР РФ в РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ЦУ ВП ПФР в РБ от 09.09.2013г. в удовлетворении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано в связи с тем, что на дату обращения его стаж на соответствующих видах работ для включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение составляет 05 лет 03 месяца 08 дней при требуемой продолжительности не менее 07 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы: с 05.12.1983 г. по 26.08.1986 г. в должности горного мастера подземных работ " ... " геологоразведочной партии; с 05.05.1988 г. по 09.05.1988 г. в должности горного мастера подземных горных работ " ... " геологоразведочной партии.
Обращаясь с иском, С. полагал, что период работы с 05.12.1983 г. по 26.08.1986 г. в должности горного мастера подземных работ " ... " геологоразведочной партии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Удовлетворяя требования С. и включая указанный период в специальный стаж, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дав верную оценку представленным доказательствам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона - мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы -мужчинам и женщинам.
Согласно пункту 2 ст. 27 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года N 537 установлено, что работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
В соответствии со Списком N 1 в разделе I "Горные работы" правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются по пункту "б" - руководители и специалисты подземных участков, не зависимо от наименования должности; по пункту "г" - рабочим, руководителям и специалистам и служащим, занятым на подземных работах 50 % и более рабочего времени в году (в учетном периоде), по пункту "д" - руководителям и специалистам управлений, партий, контор и других предприятий и организаций и их филиалов, выполняющим работы в подземных условиях, занятым на подземных работах 50 % и более рабочего времени в году (в учетном периоде).
Принимая решение о включении периода работы с 05.12.1983 г. по 26.08.1986 г. в специальный стаж, суд, правильно применив изложенные нормы материального права, на основе оценки представленных письменных доказательств, в том числе трудовой книжки, архивной выписки Администрации " ... " района от 18.07.2013 г., приказа " ... " геологоразведочной партии " ... " комплексной экспедиции N " ... " от 09.12.1983 г. о назначении истца на должность горного мастера подземных работ партии, архивной справки Администрации " ... " района, содержащей сведения о начисленной заработной плате, справки из личного дела от 22.09.1986 г., из которой следует, что С. находился на работах в подземных условиях с полным рабочим днем (7 часов), пришел к обоснованному заключению о необходимости включить период с 05.12.1983 г. по 26.08.1986 г., в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы жалобы о том, что суд не установил продолжительность занятости на подземных работах в году опровергаются исследованными судом доказательствами, в том числе справкой из личного дела истца о занятости на работах в подземных условиях с полным рабочим днем.
Доводы жалобы о том, что у суда отсутствовали основания для назначения пенсии с момента обращения С. с заявлением, поскольку в силу п. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, поскольку суд при рассмотрении дела установил, что на момент обращения в пенсионный орган у С. имелся необходимый специальный стаж, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что право истца на назначении досрочной трудовой пенсии возникло с 23.05.2013 г.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение является законным и обоснованным, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи: Т.Б. Казанцева
О.М. Эрхетуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.