Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Вахрамеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СДБ об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
СДБ является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здания и сооружения, расположенного в ...
Кадастровая стоимость указанного участка согласно кадастровой справке составляет на сегодняшний день ( / / ) руб.
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, заявитель 01.12.2014 обратился в суд с требованием об определении кадастровой стоимости участка по состоянию на 15.11.2012 равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере ( / / ) кв.м.
В судебном заседании представитель заявителя АКА требования поддержала. Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Свердловской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании указал, что Управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов заявителя не нарушало, а потому не является заинтересованным лицом по данному делу. Полагал, что таковым в данном случае будет являться ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Относительно представленного отчета указал, что считает его надлежащим, выводы не оспаривает, отчет составлен по состоянию на туже дату, на какую определена кадастровая стоимость участка по результатам государственной кадастровой оценки.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании указала, что Учреждение не является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Подтвердила соответствие представленного отчета дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость участка по результатам массовой оценки.
Заинтересованное лицо Администрация г. Екатеринбурга, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что СДБ является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1200.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости.
Исходя из этого размер кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость участка определяется на основании государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности либо путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Таким образом, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, что само по себе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения N 2343-О от 23.10.2014, N 280-О-О от 01.03.2011) не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее Закона об оценочной деятельности) в действующей редакции предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими или юридическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, рассматривающий данное заявление орган принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Из отзыва ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" следует, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю участка была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования "г. Екатеринбург" и установлена на основании Перечня земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки, сформированного по состоянию на 15.11.2012, в размере ( / / ) руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель ( / / ) за 1 кв.м.
В обоснование своих требований заявитель представил отчет от ( / / ), выполненный оценщиком ( / / ) ЗЗБ, из которого следует, что по состоянию на 15.11.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет ( / / ) руб.
Также заявителем были представлены письменные пояснения ( / / ) по вопросу подтверждения выбранных оценщиком подходов, аналогов и их источников.
В соответствии со ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Заинтересованные лица возражений против представленного отчета не представили, как и доказательств иного размера рыночной стоимости. Ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Соответствие отчета требованиям Закона о оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждается положительным экспертным заключением НП СО "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" от ( / / ), членом которого является оценщик ЗЗБ
Помимо этого заявителем представлено экспертное заключение на отчет, подтверждающее указанную в нем стоимость, выполненное НП СО "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" от ( / / ), и исследование о соответствии отчета об оценке требованиям федерального закона и федеральным стандартам оценки, выполненное НП "Финансово-экономических судебных экспертов", согласно которому анализ реальных сделок купли-продажи аналогичных объектов недвижимости подтверждает соответствие указанной в отчете рыночной стоимости участка среднему диапазону цен аналогов, сложившихся в регионе на момент оценки.
При отсутствии возражений заинтересованных лиц суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Принимая во внимание, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью участка затрагивает права и обязанности истца при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N должна быть определена равной рыночной в размере ( / / ) руб. по состоянию на 15.11.2012.
Доводы Управления Росреестра по Свердловской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области о том, что они не являются заинтересованными лицами, судом отклоняются.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
С учетом предъявляемых требований, направленных на изменение размера кадастровой стоимости и того обстоятельства, что права заявителя могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, органы, уполномоченные в соответствии с законом вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, будут являться в данном случае заинтересованными лицами.
Исходя из положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (пункты 1, 5.1.3), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре объектов недвижимости" и Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице своих филиалов в субъектах Российской Федерации).
При этом делегирование отдельных управленческих функций частному лицу - ФГБУ "ФКП Росреестра" не свидетельствует о том, что Росреестр перестал являться органом кадастрового учета и не освобождает его от выполнения контрольных полномочий в отношении ФГБУ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление СДБ удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м, расположенного в ... в ... равной рыночной стоимости в размере ( / / ) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 06 февраля 2015 г.
Судья А. А. Олькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.