Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О. В., судей Деменевой Л. С., Коренева А. С. при секретаре Верещагиной Э. А. с участием прокурора Дорофеевой И. П. рассмотрела в судебном заседании 05.02.2015
гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Третьякова Т.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры " ... ", государственному казенному учреждению " ... " "Фонд жилищного строительства", Управлению социальной политики по " ... " о предоставлении жилого помещения
по апелляционному представлению " ... " прокурора Мухаева А. В., по апелляционной жалобе истца Третьякова Т. В. на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 30.09.2014,
заслушав доклад судьи Коренева А. С., объяснения истца, прокурора, поддержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного предоставления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" ... " прокурор обратился в суд в интересах Третьякова Т. В., ссылаясь на то, что истец является лицом из числа детей-сирот, принят на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, нуждается в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Просил возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры " ... " (далее - Министерство строительства) обязанность предоставить Третьякову Т. В. на территории муниципального образования " ... ", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, из государственного специализированного жилищного фонда " ... ", зачисленное в оперативное управление государственного казенного учреждения " ... " (далее - Фонд жилищного строительства);
возложить на Фонд жилищного строительства обязанность в течение десяти дней от даты утверждения приказа Министерства строительства о предоставлении Третьякову Т. В. жилого помещения подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить договор в Управление социальной политики Министерства социальной политики " ... " (далее - Управление социальной политики);
возложить на Управление социальной политики обязанность в течение пяти рабочих дней после подписания договора с Третьяковым Т. В., направить его в Фонд жилищного строительства.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 30.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
С решением суда не согласился истец и прокурор, которые просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон).
Из материалов дела усматривается, что истец Третьяков Т. В., " ... " рождения, который на момент обращения в суд достиг возраста " ... " год, до 18 лет относился к детям-сиротам (абз. 2 ст. 1 Закона), в настоящее время относится к лицам из числа детей-сирот (абз. 4 ст. 1 Закона), в связи с тем, что " ... ".
" ... " постановлением главы муниципального образования " ... " Т., являющаяся бабушкой " ... " назначена ему опекуном.
Приказом Управления N " ... " от " ... " Третьякова Т. В. принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда " ... " для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Третьяков Т. В. не является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что после смерти Ф. открылось наследство в виде " ... " доли в праве собственности на жилой дом общей площадью " ... " кв.м. Также было установлено, что родители умершей - Т., В. отказались от принятия наследства, при это Т., действуя как опекун приняла наследство за Третьякова Т. В., являющегося наследником Ф. по закону.
Несмотря на то, что свидетельство о праве на наследство по закону не выдавалось, но при том, что другими наследниками по закону после смерти Ф. являются её муж И.А. (отчим истца), а также И.И., " ... " г.р. (сестра истца), у Третьякова Т. В. возникло право собственности на " ... " долю в праве собственности на указанный дом. При этом " ... " доля в праве собственности в порядке наследования принадлежит И.И., " ... " доли в праве собственности принадлежит И.А. (из которых " ... " доля составляет долю пережившего супруга, " ... " доля в порядке наследования).
В жилом доме зарегистрированы И.А. (отчим истца), И.И. (сестра истца), И.И. (сын отчим от первого брака), а также истец Третьяков Т. В.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что нуждаемость в жилом помещении определяется не размером доли в праве собственности в жилой дом, а составом законно проживающих в доме лиц, и поскольку в жилом доме зарегистрировано и сохраняет право пользования в качестве собственников и членов семьи собственника четыре человека, следовательно, на одного члена семьи приходится " ... " кв.м., что более учетной нормы ( " ... " кв.м.), установленной в муниципальном образовании. Соответственно, Третьяков Т. В. не является нуждающимся в жилом помещении в связи с чем у ответчиков отсутствует обязанность обеспечить его жилым помещением.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда являются неправильными,
Так, указанной категории лиц, которые, являясь собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории производится при установлении факта объективной нуждаемости.
Определение уровня обеспеченности жилым помещением, исходя из размера общей площади жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи определяемого в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации путём деления общей площади жилого помещения на количество членов семьи неприменимо в данном случае.
Так, истец является лицом из числа детей-сирот. Лица, проживающие в жилом помещении, в котором у истца возникло право на " ... " долю, в настоящее время не являются членами его семьи. Соответственно, в данном деле уровень обеспеченности следует определять размером доли в праве собственности на жилое помещение.
Размер общей площади жилого помещения, соответствующий доле в праве собственности истца составляет " ... " кв.м. ( " ... " кв.м. : " ... "), что менее " ... " кв.м - размера учётной нормы, установленной органом местного самоуправления (постановление главы муниципального образования " ... " от " ... " N 1309).
При таких обстоятельствах следует признать невозможным проживание истца в указанном жилом помещении, поскольку это противоречит интересам истца в связи с тем, что общая площадь жилого помещения на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения (пдп. 3 п. 4 ст. 8 Закона).
Соответственно, истца следует рассматривать как лицо являющимся лицом из числа детей-сирот, объективно нуждается в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Предоставление жилого помещения лицам указанной категории производится по достижении возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
На момент вынесения решения такое жилое помещение истцу не предоставлено.
Процедура приобретения и предоставления лицам, указанной категории, жилых помещений определена Порядком приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядком предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП.
В соответствии с указанными Порядками обязанность по предоставлению жилого помещения распределена между ответчиками, и на Министерство строительства подлежит возложению обязанность предоставить жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, зачисленное в оперативное управление Фонда жилищного строительства (п. 3, 9 Порядка приобретения жилых помещений); на Фонд жилищного строительства - в течение десяти рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства о предоставлении жилого помещения, подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политик (п. 9 Порядка предоставления жилых помещений); на Управление социальной политики - обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с истцом и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения истцом вернуть договор в Фонд жилищного строительства (п. 9 Порядка предоставления жилых помещений).
Таким образом, решение суда отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление Алапаевского городского прокурора, апелляционную жалобу истца удовлетворить.
Решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 30.09.2014 отменить,
принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить:
обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры " ... " предоставить Третьякову Т.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, из государственного специализированного жилищного фонда " ... ", зачисленное в оперативное управление государственного казенного учреждения " ... " "Фонд жилищного строительства";
обязать государственное казенное учреждение " ... " "Фонд жилищного строительства" в течение десяти рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры " ... " о предоставлении жилого помещения, подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики по " ... ";
обязать Управление социальной политики по " ... " обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с истцом и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения истцом вернуть договор в государственное казенное учреждение " ... " "Фонд жилищного строительства".
Председательствующий
О. В. Константинова
Судья
Л. С. Деменева
Судья
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.