Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Ишенина Д.С., Седых Е.Г.,
при секретаре Куриленко К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании ( / / ) гражданское дело по иску Зиминой И. И. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж,
поступившее по апелляционной жалобе истца Зиминой И.И. на решение Новоуральского городского суда ... от 14.11.2014.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зимина И.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... (далее - ГУ УПФ России в ... ) о возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периодов её работы:
- с ( / / ) по ( / / ) - в должности медицинской сестры в яслях-саду N 2, в детском саду муниципального дошкольного образовательного учреждения;
- с ( / / ) по ( / / ) - в должности медицинской сестры специализированного отделения социальной помощи в Управлении социальной защиты населения ... ;
- с ( / / ) по 24.04.2007, с ( / / ) по ( / / ) - в должности медицинской сестры в неврологическом кабинете детской поликлиники МУ "Городская больница", ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N ФМБА России".
Просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости по указанному основанию.
Решением Новоуральского городского суда ... от ( / / ) исковые требования Зиминой И.И. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ УПФ России в ... от ( / / ) N в части отказа Зиминой И.И. включить в специальный трудовой стаж периоды работы с ( / / ) по ( / / ) с ( / / ) по ( / / ) в должности медицинской сестры в неврологическом кабинете детской поликлиники МУ "Городская больница", ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N ФМБА России". На ГУ УПФ России в ... возложена обязанность зачесть в стаж работы Зиминой И.И., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, указанные периоды. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, включить все спорные периоды её работы в специальный стаж, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Утверждает, что в периоды работы медицинской сестрой в яслях саду N 2, в детском саду МДОУ она осуществляла трудовые обязанности, связанные с лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Настаивает на том, что период работы медицинской сестрой специализированного отделения социальной помощи в Управлении социальной защиты населения ... также подлежит включению в специальный стаж, полагая, что Центр социально-бытового обслуживания, являющийся структурой Управления, относится к центрам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), указанным в п.8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N 781.
Истец и представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы истца назначено на ( / / ) определением от 22.01.2015, о дате и времени рассмотрения дела истец, её представитель и представитель ответчика извещены посредством телефонной связи 22.01.2015, что подтверждается телефонограммами. Информация о времени и месте рассмотрения дела также была размещена на Интернет-сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что истец и представитель ответчика извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причин неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, для проверки доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, для проверки доводов апелляционной жалобы требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд не признал обязательной явку сторон в судебное заседание и их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от ( / / ) N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 вышеназванного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств и профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 этой статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, с подп. 20 п. 1 ст. 27 данного закона.
Из материалов дела следует, что ( / / ) Зимина И.И. обратилась в ГУ УПФ России в ... с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием у неё, как она полагала, необходимого медицинского стажа - 30 лет. Решением УПФ России в ... от ( / / ) N истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого трудового стажа. При рассмотрении права Зиминой И.И. на досрочную трудовую пенсию по старости ответчик установил, что стаж истца на соответствующих видах работ составил 23 года 02 месяца 00 дней.
В части удовлетворенных судом исковых требований решение суда сторонами не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным проверить законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Судом установлено, что ( / / ) Зимина И.И. была принята в муниципальное дошкольное образовательное учреждение в ясли-сад N медицинской сестрой по физиотерапии. На основании приказа N от ( / / ) ясли-сад переименовано в детский сад. Согласно записи в трудовой книжке под N Зимина И.И. уволена по собственному желанию с 11.10.2000г.
Отказывая истцу во включении в специальный стаж её трудовой деятельности в должности медицинской сестры в яслях-саду N 2, в детском саду муниципального дошкольного образовательного учреждения, суд правомерно согласился с позицией пенсионного органа о том, что с ( / / ) трудовая деятельность в должности медицинской сестры в дошкольных образовательных учреждениях перестала учитываться в составе стажа работы, дающего право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с тем, что Постановление Совета Министров СССР от ( / / ) N 1397, предусматривающее включение названной трудовой деятельности в специальный стаж, утратило силу с 01.10.1993.
Вывод суда о том, что ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от ( / / ) N не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах, является обоснованным.
Анализируя вышеприведенные нормативные акты, а также Номенклатуру учреждений здравоохранения, в которую детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж Зиминой И.И., дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии, периода работы с ( / / ) по ( / / ) в должности медицинской сестры в яслях-саду N 2, в детском саду муниципального дошкольного образовательного учреждения не имеется.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно действовавшему до ( / / ) (а спорный период работы истца в детском саду - после 01.10.1993) правовому регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет), работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Действовавшие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от ( / / ) N 464, введенный в действие с 01.10.1993), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N Список, действующий на момент обращения истца с соответствующим заявлением в пенсионный орган и с иском в суд. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенными нагрузками в учреждениях здравоохранения, поэтому оснований для включения периода работы истца в детских дошкольных учреждениях в качестве медицинской сестры не имеется.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы истца о том, что при работе медицинской сестрой в детском саду она осуществляла трудовые обязанности, связанные с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, не содержит в себе правового основания для включения указанного спорного периода в льготный стаж истца.
Судом также правомерно отказано во включении в льготный стаж периода работы истца с ( / / ) по ( / / ) в должности медицинской сестры специализированного отделения социальной помощи в Управлении социальной защиты населения ...
Как следует из пункта 2 раздела 1 положения об Управлении социальной защиты населения ... , утвержденного постановлением Главы ... от ( / / ) N "Об утверждении Положений о структурных подразделениях администрации ... " Управление является структурным подразделением городской администрации, выполняющим функции в вопросах социальной защиты нетрудоспособного населения (инвалидов, пенсионеров), а также лиц, нуждающихся в социальной поддержке. В структуру Управления входит Центр социально-бытового обслуживания.
Согласно пункта 1 раздела 2 положения основными задачами Управления являются: разработка стратегии и тактики в вопросах социальной политики города, организация пенсионного обеспечения граждан в городе, разработка мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных, организация и внедрение новых форм и видов натуральной помощи социально незащищенным слоям населения, организация технической помощи инвалидам, организация сервисного обслуживания инвалидной техники, организация санаторно-курортного лечения инвалидов и престарелых, разработка и осуществление социальной защиты семьи, женщин и детей.
Пунктом 2.3.1 раздела 2 данного положения предусмотрено, что в области социального обслуживания Управление социальной защиты населения осуществляет контроль за проведением работы по социально-бытовому обслуживанию престарелых граждан и инвалидов, предоставлением им установленных Российским и областным законодательством льгот, материально-бытового обеспечения, медико-санаторного и культурного обслуживания престарелых граждан и инвалидов.
Признавая законным решение пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж истца указанного спорного периода её работы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно действующим в спорный период времени нормативным актам, а именно Постановлению Правительства Российской Федерации от ( / / ) N и Постановлению Правительства Российской Федерации от ( / / ) N 781, вышеуказанное учреждение не поименовано в Списках, и доказательств того, что данное учреждение являлось учреждением здравоохранения, суду не представлено.
Истец ссылалась и в суде первой инстанции, и указывает в апелляционной жалобе, на то, что в п. 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N указаны Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
Вопреки позиции истца, факт того, что она работала в специализированном отделении социальной помощи Управления социальной защиты населения, положением о котором предусмотрено оказание медико-санаторного обслуживания престарелых граждан и инвалидов и основными видами услуг, оказываемых специализированным отделением, является доврачебная помощь, сам по себе не является основанием для включения данного периода работы истца в специальный стаж, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, центры, названные в п.8, должны быть медицинскими учреждениями, необходимо, чтобы деятельность осуществлялась в учреждении здравоохранения. Однако, как установлено судом, в перечень учреждений здравоохранения центры социально-бытового обслуживания населения не включены ни Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ( / / ) N 395, ни Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ( / / ) N 627, лицензии на осуществление медицинской деятельности Управление не имело.
Таким образом, специальный стаж Зиминой И.И. на момент её обращения в пенсионный орган ( / / ) с учетом включенных судом периодов нахождения её на курсах повышения квалификации с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) в период работы медицинской сестрой в неврологическом кабинете детской поликлиники МУ "Городская больница", ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N ФМБА России", составил менее необходимых 30 лет, в связи с чем суд обоснованно отказал в признании права Зиминой И.И. на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ( / / ) N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоуральского городского суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Зиминой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: Д.С. Ишенин
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.