Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 15 января 2015 г. по делу N 33-7/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Басова А.И.,
судей: Яковлева А.Г.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Сидорчук Е.А., с участием представителя заявителя Соловьева А.В., представителя командира войсковой части 3705 капитана юстиции Липатова А.С. и представителя жилищной комиссии войсковой части 3705 майора Степанова И.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение 224 гарнизонного военного суда от 7 августа 2014 года по заявлению военнослужащей войсковой части 3705 младшего сержанта Апаркиной Ольги Владимировны об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3705 о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении специализированного жилого фонда.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов жалобы, объяснения представителей командира и жилищной комиссии войсковой части 3705, возражавших против доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Как следует из решения суда и материалов дела, 14 апреля 2010 года решением жилищно - бытовой комиссии войсковой части 3705 (протокол N 8) Апаркина О.В. признана нуждающейся в получении жилого помещения специализированного жилого фонда.
В связи с протестом военного прокурора 53 военной прокуратуры гарнизона, решением жилищной комиссии войсковой части 3705 от 10 июля 2014 года (протокол N 10) Апаркина снята с жилищного учета.
Полагая свои права нарушенными, Апаркина обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 3705 от 10 июля 2014 года о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении специализированного жилого фонда и обязать жилищную комиссию войсковой части 3705 восстановить ее в списках очередников, нуждающихся в жилом помещении специализированного жилого фонда.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении требований Апаркиной отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы она сообщает, что в нарушение части 1 статьи 11 ГПК РФ, Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 и Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009, при принятии решения суд руководствовался "Инструкцией о порядке оформления и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск МВД России и о порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России", утвержденной приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 9 августа 2007 года N 404 (далее - Инструкция), который не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Автор жалобы полагает, что приходя к выводу о наличии у нее на момент постановки на учет в предоставлении специализированного жилого помещения права пользования жилым помещением по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Молодежная, дом 23, кв. 15, суд не учел положения части 1 статьи 31 ЖК РФ.
В указанном помещении она не проживала, а представителем жилищной комиссии воинской части, в нарушение части 1 статьи 249 ГПК РФ, не доказан факт ее совместного проживания в указанном жилом помещении вместе с его собственниками в качестве членов их семей.
Не дал суд оценки и тому обстоятельству, что факт не проживания ее в указанном жилом помещении подтверждается договором коммерческого найма квартиры по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Высотная, дом 1, кв. 13, на который имеется ссылка в протоколе жилищно - бытовой комиссии войсковой части 3705 от 14 апреля 2010 года.
Не выяснил суд и то обстоятельство, в каком из поданных документов, указанных в пункте 22 "Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", а также в пункте 5.3. Положения о жилищной комиссии войсковой части 3705 содержались сведения, не соответствующие действительности и в чем заключается это несоответствие.
В нарушение части 1 статьи 249 ГПК РФ суду не было представлено доказательств недостоверности сведений, представленных ею при постановке на учет.
Полагает, что решение суда первой инстанции не соответствует положениям статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как в данной норме не указано о таком препятствии для реализации ею права на обеспечение служебным жилым помещением, как право пользования иным жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 4 ЖК РФ устанавливаемые этим Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
По смыслу пункта 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В отношении военнослужащих такой порядок предусмотрен Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абзацем 2 пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
При этом абзацем 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
При этом приведенная норма не ставит необходимость обеспечения служебным жилым помещением в зависимость от уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями в том же населенном пункте, условий проживания в них, взаимоотношений с родственниками и от других указанных автором апелляционной жалобы и её представителем обстоятельств.
Тем самым законом гарантируется право на обеспечение служебными жилыми помещениями не всех военнослужащих, поименованных в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как об этом ошибочно указывается в апелляционной жалобе, а лишь тех из них, которые по прибытию к новому месту службы не обеспечены иными благоустроенными жилыми помещениями.
Такое регулирование правоотношений соответствует и статье 44 Федерального закона от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по контракту в воинских частях по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в настоящей статье - проживающие совместно с ними члены их семей), на период прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого Главным командованием внутренних войск за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели, в населенных пунктах в соответствии с законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих.
Из материалов дела следует, что Апаркина, поступившая в декабре 2009 года на военную службу в войсковую часть 3705, осуществляющую охрану важного государственного объекта, вместе с членами семьи была зарегистрирована и проживала по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Молодежная, дом 23, кв. 15.
Данный адрес она указала как место жительства ее и членов ее семьи при подаче 10 марта 2010 года рапорта о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России (л.д. 31).
При поступлении на военную службу Апаркина не прибывала к новому месту службы, так как войсковая часть 3705 дислоцирована также в г.Сосновый Бор Ленинградской области.
Таким образом, в силу приведенных выше норм в их взаимосвязи, при принятии 14 апреля 2010 года жилищно - бытовой комиссией войсковой части 3705 решения (протокол N 8) о признании Апаркиной нуждающейся в получении жилого помещения специализированного жилого фонда, заявитель была фактически обеспечена жилым помещением по месту прохождения военной службы и имела право пользования им в течение пяти лет в силу закона, то есть - до декабря 2014 года. Следовательно, принимая это решение, уполномоченный орган действовал вопреки требованиям закона, то есть - неправомерно.
Дальнейшие действия Апаркиной, связанные со снятием с регистрационного учета по адресу жительства ее родственников, регистрация ее по месту прохождения службы, проживание на условиях поднайма а квартире по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Высотная, дом 1, кв. 13, не порождали у заявителя права на получение служебного жилого помещения в населенном пункте, в котором она сохраняла право на жилое помещение, занимаемое ею до поступления на военную службу.
Из оспариваемого решения жилищной комиссии войсковой части 3705 от 10 июля 2014 года (протокол N 10) следует, что Апаркина снята с жилищного учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, дословно воспроизведенного в протоколе заседания жилищной комиссии.
Действительно, в ходе судебного разбирательства факт представления заявителем в орган, осуществляющий принятие на учет, не соответствующих действительности сведений, не установлен. В то же время, как указывалось выше, неправомерные действия должностных лиц жилищной комиссии войсковой части 3705 при решении вопроса о принятии заявителя на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда нашли свое подтверждение.
При таких данных жилищно - бытовая комиссия части имела основания для пересмотра своего решения о принятии Апаркиной на соответствующий учет.
Данное регулирование спорных правоотношений соответствует пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 февраля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым решения о предоставлении специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании соответствующим законодательству решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 5491 от 05 декабря 2013 года (протокол N 22) о снятии заявителя с учета нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, и об отказе в удовлетворении требований Апаркиной, является, по существу, правильным.
Ссылка в решении суда на положения Инструкции, утвержденной приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД России N 404 от 9 августа 2007 года, действительно излишняя, поскольку этот нормативный акт имеет меньшую юридическую силу по сравнению с приказом МВД РФ N 75 от 12 февраля 2010 года и утвержденной им Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России.
Вместе с тем ошибочное указание в судебном постановлении на положения названной инструкции не привели к неправильным выводам суда относительно незаконности оспариваемого протокола жилищной комиссии, поскольку, как указывалось выше, условия предоставления военнослужащим служебных жилых помещений установлены законом. Указанными Инструкциями лишь регламентированы действия военнослужащих и воинских должностных лиц при принятии на жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и по предоставлению жилых помещений.
Иные доводы жалобы на правильность решения суда первой инстанции не влияют и основанием к его отмене являться не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд,-
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение 224 гарнизонного военного суда от 7 августа 2014 года по заявлению Апаркиной Ольги Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.