Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б. и Панасенко Г.В.,
при секретаре Мишкеевой С.Д.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ашкатова В.В. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным решения жилищно - бытовой комиссии от 11 августа 2014 года и возложении обязанности включить его в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Церенова О.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 декабря 2014 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Сангаджиевой Г.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения Ашкатова В.В. и его представителя Курноскину Н.С. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ашкатов В.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по РК) о признании незаконным решения жилищно - бытовой комиссии от 11 августа 2014 г. и возложении обязанности включить его в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В обоснование своих требований указал, что 22 мая 2014 г. он обратился с заявлением на имя министра внутренних дел по Республике Калмыкия о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения с приложением пакета документов для направления в Управление жилищной политики имущественных и хозяйственных отношений Департамента Тыла МВД России. Согласно письму председателя жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 13 августа 2014 г. ему стало известно, что членами комиссии было принято решение о направлении его учетного жилищного дела в оперативно-розыскную часть собственной безопасности МВД по РК для проведения проверки. В результате проверки подтвердить факт постановки его на жилищный учет в 2005 г. не представилось возможным ввиду отсутствия первоначального рапорта о включении его в список очередников на получение жилья. Между тем оснований для направления материалов жилищного дела в оперативно-розыскную часть собственной безопасности МВД по РК для проведения проверки на наличие рапорта от 21 декабря 2004 г. о включении в список очередников на получение жилья не имелось. Просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 11 августа 2014 г. об исключении Ашкатова В.В. из сводного списка граждан участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с составом семьи 4 человека, признать за ним право на участие в подпрограмме, обязать жилищно-бытовую комиссию МВД по РК восстановить его в сводном списке граждан "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г." с составом семьи 4 человека.
Представители ответчика МВД по РК Церенов О.П. и Шараев М.Г. исковые требования не признали, просили в удовлетворении требований отказать.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 декабря 2014 г. исковые требования Ашкатова В.В. удовлетворены. Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 11 августа 2014 г. (протокол N12) об исключении Ашкатова В.В. из сводного списка граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.". Признано право Ашкатова В.В. на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.". На жилищно-бытовую комиссию МВД по РК возложена обязанность восстановить Ашкатова В.В. в списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г." с составом семьи 4 человека.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РК Церенов О.П. просит решение суда отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска. При этом указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Согласно утверждению истца, в декабре 2004 г. им был подан рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, 14 января 2005 г. на основании протокола заседания жилищно - бытовой комиссии он был включен в список очередников - сотрудников Малодербетовского РОВД на получение жилья. Однако данный протокол не был утвержден начальником Малодербетовского РОВД, а имеющиеся в учетном деле истца ксерокопии документов не заверены надлежащим образом. Согласно объяснению свидетеля Эрендженова В.В., занимавшего в 2005 г. должность начальника Малодербетовского РОВД, резолюцию на рапорте Ашкатова В.В. о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не ставил, подпись на рапорте истца ему не принадлежит. В ходе проверки данных обстоятельств оперативно - розыскной частью собственной безопасности МВД по РК было установлено, что подтвердить факт постановки Ашкатова В.В. на учет в 2005 г. не представляется возможным ввиду отсутствия первоначального рапорта о включении в список очередников. Указанные обстоятельства подтверждают законность решения МВД по РК об исключении истца из сводного списка участников подпрограммы, и оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд, руководствуясь ст. 40 Конституции, ст.ст. 30, 31, 32 Жилищного кодекса РСФСР, п.п. 7, 14 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. N 335, ст.ст. 1, 2, 4, 5, 6 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", ст.ст. 55, 56 Жилищного кодекса РФ, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Калмыцкой АССР, Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", исходил из того, что истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2005 г., включен в список очередников на улучшение жилищных условий по месту прежней службы, состоял в списке очередников на получение жилья по месту службы, сведений о приобретении им жилья по договору социального найма, на праве собственности, либо об улучшении жилищных условий по иным основаниям, суду не представлено, в связи с чем оснований для отказа Ашкатову В.В. в участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" не имелось.
С таким выводом суда следует согласиться.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Для участия в подпрограмме указанные граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением соответствующих документов (п. 19 Правил).
Согласно п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, из смысла указанных норм следует, что для участия в подпрограмме необходимо, чтобы гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, соответствовал статусу, указанному в соответствующем подпункте п. 5 Правил, представил достоверные документы, указанные в Правилах, и не реализовал свое право на жилище с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, Ашкатов В.В. с 15 мая 1980 г. по 3 июля 2007 г. работал на различных должностях в органах внутренних дел, уволен по п. "б" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" по достижении предельного возраста.
На основании решения жилищно - бытовой комиссии Малодербетовского РОВД от 14 января 2005 г. Ашкатов В.В. признан нуждающимся в получении жилья и включен в список очередников.
С даты постановки на учет Ашкатов В.В. значился в списках очередников на получение жилья, не был исключен из данного списка, решение комиссии о постановке не учет не было отменено, жилищные условия истец не улучшил.
Согласно протоколу N 5 заседания рабочей группы МВД по РК по обеспечению пенсионеров МВД по РК государственными сертификатами от 29 июня 2007 г. Ашкатов В.В. включен в список граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2008 г. с 26 декабря 2004 г. с составом семьи 4 человека.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями свидетелей " ... ", и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Решением жилищной комиссии МВД по РК от 11 августа 2014 г. Ашкатову В.В. отказано в участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и он исключен из списка граждан - участников данной подпрограммы со ссылкой на то, что оригинал протокола N 1 от 14 января 2005 г. заседания жилищно - бытовой комиссии Малодербетовского РОВД о постановке Ашкатова В.В. на учет нуждающихся в получении жилья не был утвержден руководителем РОВД, первоначальный рапорт истца о включении его в список очередников на получение жилья отсутствует.
При этом оснований, предусмотренных п. 22 Правил и ст. 56 Жилищного кодекса РФ, для исключения Ашкатова В.В. из списка очередников на получение жилья, участников подпрограммы по обеспечению жильем, ответчиком не приведено.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, рапорт Ашкатова В.В. о рассмотрении вопроса о постановке его на очередь на получение жилья от 21 декабря 2004 г. имеется в учетном деле, представленном из Малодербетовского РОВД, в котором также имеется протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Малодербетовского РОВД от 14 января 2005 г.
Ссылка ответчика на объяснения Эрендженова В.В., замещавшего должность начальника Малодербетовского РОВД в период с октября 1999 г. по июнь 2011 г., о том, что Ашкатов В.В. рапорт о включении его в список очередников на получение жилой площади не подавал, данный рапорт он не подписывал, протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Малодербетовского РОВД им не утверждался, не имеет значения по делу, так как нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат таких оснований для исключения граждан из списка участников подпрограммы.
При таких данных, поскольку ответчиком не представлено доказательств наличия законных оснований для снятия Ашкатова В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а указанные в протоколе жилищной комиссии МВД по РК от 11 августа 2014 г. обстоятельства, послужившие основанием для исключения истца из числа участников подпрограммы, противоречат жилищному законодательству и опровергаются материалами дела, решение МВД по РК об отказе Ашкатову В.В. в участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" является незаконным и необоснованным.
Как видно из материалов дела, Ашкатов В.В. был поставлен в очередь для получения жилья по месту работы 14 января 2005 г., то есть до 1 марта 2005 г.
Таким образом, истец, принятый на учет до 1 марта 2005 г., в целях реализации своего права на жилище, предоставления ему жилого помещения сохраняет право состоять на данном учете до его получения. Вывод суда о незаконности снятия истца с жилищного учета основан на правильном применении норм материального и процессуального права и подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании.
При таких обстоятельствах решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 декабря 2014 г. является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а доводы жалобы о законности принятого МВД по РК решения от 11 августа 2014 г. об отказе Ашкатову В.В. в участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и исключении из списка граждан участников данной подпрограммы - отклонению.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст.ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи М.Б. Кашиев
Г.В. Панасенко
Копия верна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.