Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты". Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет "данные изъяты"
Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует рыночной стоимости данного участка, является завышенной, в результате чего нарушаются его права как собственника участка.
Ссылаясь на п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ, ст.24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки в размере "данные изъяты"
Просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в указанном размере его рыночной стоимости.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Гордюшин В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Савченко Т.Ю. в судебном заседании пояснила, что требования необоснованно заявлены к кадастровой палате. Просила в удовлетворении заявленных требований к органу кадастрового учета отказать.
Администрация МО "Коношский муниципальный район" и администрация МО "Коношское" в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленных суду отзывах на заявление полагали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав представителя заявителя Гордюшина В.Н., представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Савченко Т.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования "Коношское" земельный налог введен решением Муниципального Совета МО "Коношское" от 21 ноября 2008 года N 12 с учетом изменений, внесенных решением Муниципального Совета МО "Коношское" от 21 ноября 2014 года N 77.
В силу п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст.390 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" утверждены определенные по состоянию на 05 июня 2012 года и представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 09 июня 2008 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: "данные изъяты". Право собственности зарегистрировано в установленном порядке 03 июля 2008 года в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимости (выписка из ЕГРП от 13 января 2015 года, л.д. 107).
Величина кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 05 июня 2012 года в размере "данные изъяты"
Указанная величина внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп.
Материалами дела также подтверждается, что на основании распоряжения главы администрации МО "Коношское" от 11 марта 2013 года N вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ФИО1, изменен с " "данные изъяты"" на " "данные изъяты"".
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка органом кадастрового учета размер кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости был пересчитан в соответствии с п.2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
С учетом установленного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп удельного показателя кадастровой стоимости для 5 вида разрешенного использования в кадастровом квартале "данные изъяты" (4146,46 руб./кв.м), кадастровая стоимость спорного земельного участка определена органом кадастрового учета в размере "данные изъяты". (акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 05 апреля 2013 года N).
На основании решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по АО и НАО от 05 апреля 2013 года N в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, в том числе в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Вместе с тем п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.2 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно представленному заявителем отчету от 29 июня 2014 года N, составленному ООО "данные изъяты", по состоянию на 05 июня 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты"
В силу ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный заявителем отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса также не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд считает представленный отчет об оценке допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость рассматриваемого земельного участка.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается кадастровой стоимости, чем затрагиваются права ФИО1, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.5 ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С учетом положений п.8 ст.3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о порядке применения приведенной нормы, принимая во внимание дату подачи ФИО1 в суд заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости (12 декабря 2014 года) и указанную в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости дату внесения сведений об оспариваемой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (05 апреля 2013 года), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда по данному гражданскому делу, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 года.
В силу положений ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ч.2 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", влечет возникновение у органа кадастрового учета, в данном случае - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в Архангельской области и Ненецком автономном округе, обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа при реализации им полномочий в сфере осуществления кадастрового учета, суд не усматривает оснований для распределения между участвующими в деле лицами судебных расходов в соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты"
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для возникновения у Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" рубля в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты".
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 09 февраля 2015 года.
Судья И.А.Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.