Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление "данные изъяты" А. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" А. 7 ноября 2014 г. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", место положения которого определено относительно ориентира, расположенного в границах участка - здания магазина " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В обоснование заявления указал, что является собственником указанного земельного участка. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как плательщика земельного налога, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратился в суд с рассматриваемым требованием.
"данные изъяты" А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя В. на удовлетворении заявления настаивала по изложенным основаниям.
Заинтересованное лицо ФГБУ " "данные изъяты"", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В отзыве на заявление указано, что величина кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка определена по состоянию на 5 июня 2012 г. в ходе государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области, результаты которой утверждены постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп. Полагало, что учреждение не должно отвечать по заявленным требованиям, поскольку не является лицом, нарушающим или оспаривающим права и законные интересы заявителя.
Управление "данные изъяты", правительство "данные изъяты", администрация муниципального образования " "данные изъяты"", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав представителя заявителя В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования " "данные изъяты"" земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из представленных материалов, А. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", место положения которого определено относительно ориентира, расположенного в границах участка - здания магазина " "данные изъяты"" по адресу: "адрес". Право собственности А. на указанное имущество зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. внесены в государственный кадастр недвижимости 9 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. N 595-пп.
В связи с наличием сомнений в правильности представленного заявителем отчета N об оценке рыночной стоимости, составленного ООО " "данные изъяты"" 10 июля 2014 г., в целях установления рыночной стоимости указанного земельного участка по ходатайству заявителя определением суда от 16 декабря 2014 г. по данному делу назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО " Н.".
Согласно экспертному заключению ООО " Н." от 15 января 2015 г. N по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Указанное заключение соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требованиям; составившее его лицо предупреждено об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимые образование и квалификацию, является членом некоммерческого партнерства " "данные изъяты"", его ответственность застрахована в установленном порядке. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности изложенных в заключении выводов, суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного заключения недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права "данные изъяты" А. как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исходя из положений части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принимая во внимание дату подачи "данные изъяты" А. в суд заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости (7 ноября 2014 г.) и указанную в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 декабря 2014 г. дату внесения сведений об оспариваемой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (9 января 2013 г.), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда по данному гражданскому делу, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 г.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что заявленное "данные изъяты" А. требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа при реализации им полномочий в сфере осуществления кадастрового учета, суд не усматривает оснований для распределения между участвующими в деле лицами судебных расходов в соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление "данные изъяты" А. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", место положения которого определено относительно ориентира, расположенного в границах участка - здания магазина " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", место положения которого определено относительно ориентира, расположенного в границах участка - здания магазина " "данные изъяты"" по адресу: "адрес".
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 февраля 2015 г.
Судья Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.