Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Шепуревой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 26 января 2015 г. апелляционную жалобу мэрии г. Архангельска на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30 октября 2014 г., которым постановлено:
"иск Г.А.А. к мэрии города Архангельска об обязании установить устройство для спуска и подъема инвалидной коляски на крыльце подъезда жилого дома на лестничных маршах, - удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Архангельска в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать оборудование устройства для беспрепятственного доступа инвалидов (для спуска и подъема инвалидной коляски) на крыльце подъезда N многоквартирного жилого дома "адрес".
Исковые требования Г.А.А. к мэрии города Архангельска об обязании установить устройство для спуска и подъема инвалидной коляски на лестничных маршах между восьмым и седьмым и седьмым и шестым этажами в подъезде N многоквартирного жилого дома "адрес", - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.А.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности оборудовать лестничные марши и крыльцо подъезда многоквартирного жилого дома "адрес" устройствами для спуска и подъема инвалидной коляски.
В обоснование требований указал, что является инвалидом "данные изъяты" группы, передвигается на инвалидной коляске. Занимаемое им жилое помещение расположено на седьмом этаже многоквартирного жилого дома, крыльцо которого, а также лестничный марши, ведущие от дверей лифта на лестничные клетки, где находятся квартиры, не оборудованы устройствами для спуска и подъема инвалидных колясок. В связи с изложенным не имеет возможности без посторонней помощи покидать жилое помещение, являющееся его местом жительства. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", просил обязать ответчика за счет средств местного бюджета оборудовать устройствами для спуска и подъема инвалидной коляски крыльцо подъезда и лестничные марши между восьмым и седьмым, седьмым и шестым этажами указанного многоквартирного жилого дома.
В судебном заседании Г.А.А. и его представитель П.Н.Ф. на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика Антипова С.А. с иском не согласилась. Пояснила, что истец фактически просит обязать мэрию г. Архангельска выполнить работы по переоборудованию общего имущества многоквартирного жилого дома, при этом согласия собственников помещений данного дома на выполнение таких работ не получено. Полагала, что оборудование устройства для спуска и подъема инвалидной коляски на лестничных маршах в подъезде дома противоречит требованиям пожарной безопасности и является технически невозможным.
Представители третьих лиц ГУ МЧС России "данные изъяты" Стащенко Т.В. и ООО УК " "данные изъяты"" Стаценко А.В. возражали против удовлетворения требования истца о возложении на мэрию г. Архангельска обязанности оборудовать устройствами для спуска и подъема инвалидной коляски лестничные марши подъезда жилого дома, разрешение остальной части требований оставили на усмотрение суда.
Третьи лица ООО "УК 11 " "данные изъяты"", МБУ МО "Город Архангельск" " "данные изъяты"", министерство труда, занятости и социального развития "данные изъяты", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась мэрия г. Архангельска. В апелляционной жалобе просит данное судебное постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Ссылаясь на ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, п.п. 2, 5, 12, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, полагает, что устройство пандуса на крыльце многоквартирного жилого дома относится к числу работ по капитальному ремонту общего имущества такого дома, в связи с чем должно осуществляться на основании решения собственников помещений многоквартирного дома. Указывает на отсутствие доказательств наличия технической возможности оборудования пандусом крыльца многоквартирного жилого дома.
Заслушав Г.А.А., полагавшего принятое по делу судебное постановление подлежащим отмене в части, представителей третьих лиц ГУ МЧС России "данные изъяты" Стащенко Т.В. и МБУ МО "Город Архангельск" " "данные изъяты"" Лещикову Е.А., считавших обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, полагает необходимым в интересах законности проверить принятое по делу судебное постановление в полном объеме.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ определен состав проектной документации объектов капитального строительства, в который должен включаться, в том числе, раздел, содержащий перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам жилищного фонда.
В силу п.п. 3.9, 3.13, 3.17 СНиП N 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73 и действовавших в период с 01.09.2001 г. по 31.12.2012 г., в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
Пункт 4.3 Свода правил N 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", утвержденного постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 71, предписывает при проектировании зданий, имеющих жилые помещения для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, обеспечивать доступность (с использованием пандусов, лифтов или подъемников) этажа проживания; необходимые габариты внутридомовых и внутриквартирных коммуникаций; наличие пространств в санитарном узле, кухне, жилой комнате, передней, обеспечивающих маневрирование на кресле-коляске.
Для массового жилищного строительства, а также для условий реконструкции, как минимум, достаточно обеспечить доступность движения (в том числе и с сопровождающим) инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания (квартиры, жилой ячейки), причем рекомендуется применять, помимо пандусов, также их заменители (например, колейные аппарели), в том числе и с увеличенными уклонами, по которым передвижение будет осуществляться с посторонней помощью.
Как следует из представленных материалов, Г.А.А. является инвалидом "данные изъяты" группы, передвигается на инвалидной коляске, которая не имеет автоматического устройства для спуска и подъема.
В связи с расселением дома, признанного непригодным для проживания, где находилось занимаемое истцом жилое помещение, Г.А.А. мэрией г. Архангельска по договору социального найма предоставлена квартира "адрес", расположенная на седьмом этаже данного жилого дома.
Указанный многоквартирный жилой дом возведен на основании муниципального контракта N, заключенного мэрией г. Архангельска (инвестор), МУП " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" 26 ноября 2008 г.
Таким образом, при исполнении данного контракта должно было быть обеспечено соблюдение требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СНиП N 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и СП N 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам".
Вместе с тем, из содержания проектной документации на этот дом следует, что для маломобильных групп населения предусмотрено устройство на пересечениях тротуаров с проезжей частью дорог съездов, иных мероприятий по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения не значится, что свидетельствует о несоблюдении в отношении указанного здания приведенных требований нормативных правовых актов.
Несмотря на эти обстоятельства, мэрией г. Архангельска было принято решение о предоставлении Г.А.А. жилого помещения, расположенного на седьмом этаже указанного многоквартирного жилого дома.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на мэрию г. Архангельска обязанности по оборудованию крыльца подъезда жилого дома "адрес", где расположено занимаемое истцом жилое помещение, устройством для спуска и подъема инвалидной коляски.
Судебная коллегия отклоняет приведенные в апелляционной жалобе доводы о необходимости выполнения соответствующих работ только с соблюдением процедуры, предусмотренной ст.ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ, так как соответствующие работы должны были быть выполнены уже при строительстве жилого дома.
Правильным является и вывод суда о том, что для исполнения этой обязанности мэрией г. Архангельска могут быть использованы денежные средства, полученные из любых источников.
В то же время судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с выводами суда о том, что установка аналогичных устройств на лестничных маршах указанного многоквартирного жилого дома приведет к нарушению требований пожарной безопасности, так как они не основаны на доказательствах, отвечающих требованиям относимости и допустимости, обязанность по предоставлению которых в силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ лежит на ответчике.
Несоответствие ширины лестничных маршей жилого дома величине, рекомендуемой п. 3.27 СНиП N 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", само по себе не свидетельствует об отсутствии иного проектного решения для оборудования в указанных местах устройства для спуска и подъема инвалидной коляски.
Помимо изложенного, принимая решение о возложении на мэрию г. Архангельска обязанность по устранению прав истца только в части обеспечения доступа в подъезд жилого дома, суд первой инстанции не принял во внимание, что приведенные выше требования действующего законодательства предписывают обеспечивать доступность для маломобильных групп населения непосредственно этажа проживания.
С учетом изложенного, судебное постановление в части отказа в удовлетворении требования Г.А.А. о возложении на мэрию г. Архангельска обязанности по оборудованию лестничных маршей жилого дома, где он проживает, устройством для подъема и спуска инвалидной коляски не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении этого требования.
Принимая во внимание объем работ, выполнение которых данным судебным постановлением возложено на мэрию г. Архангельска, судебная коллегия полагает необходимым изменить установленный судом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого данное судебное постановление должно быть исполнено, определив иную дату окончания такого срока - 1 июня 2015 г.
Судебная коллегия отклоняет доводы Г.А.А. о том, что апелляционная жалоба подана мэрией г. Архангельска за пределами установленного законом срока. В силу положений ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ принятое по делу судебное постановление могло быть обжаловано в срок по 5 декабря 2014 г. включительно. Поскольку апелляционная жалоба сдана мэрией г. Архангельска в отделение почтовой связи в указанную дату, срок на ее подачу в силу ч. 3 ст. 108 ГПК РФ не считается пропущенным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30 октября 2014 г. отменить в части отказа в удовлетворении требования Г.А.А. о возложении на мэрию г. Архангельска обязанности организовать оборудование устройствами для спуска и подъема инвалидной коляски лестничных маршей, расположенных между восьмым и седьмым, седьмым и шестым этажами подъезда N многоквартирного жилого дома "адрес".
Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30 октября 2014 г. в части удовлетворения требования Г.А.А. о возложении на мэрию г. Архангельска обязанности организовать оборудование устройствами для спуска и подъема инвалидной коляски крыльца подъезда N многоквартирного жилого дома "адрес" изменить в части срока, в течение которого оно подлежит исполнению.
Принять по делу новое судебное постановление, которым иск Г.А.А. к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности организовать оборудование устройствами для спуска и подъема инвалидной коляски крыльца и лестничных маршей подъезда жилого дома удовлетворить.
Обязать мэрию г. Архангельска в срок по 1 июня 2015 г. организовать оборудование устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов (спуска и подъема инвалидной коляски) крыльца и лестничных маршей, расположенных между восьмым и седьмым, седьмым и шестым этажами подъезда N многоквартирного жилого дома "адрес".
Председательствующий Н.П. Рассошенко
Судьи Н.В. Лобанова
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.