Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,
с участием прокурора Подчередниченко О.С.,
при секретаре судебного заседания Маликовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 2 февраля 2015 г. апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Няндомское" на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 3 декабря 2014 г., которым постановлено:
"исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования " "данные изъяты"" об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.
Признать действия администрации муниципального образования " "данные изъяты"" по сбросу неочищенных сточных вод, поступающих в реку Б. от жилых домов расположенных в границах улиц: "адрес" через железобетонную трубу, расположенную на "адрес" (инвентарный номер "данные изъяты") незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" организовать очистку сточных вод, поступающих в реку Б. от жилых домов расположенных в границах улиц: "адрес" через железобетонную трубу, расположенную на "адрес" (инвентарный номер "данные изъяты") в срок до 01 января 2017 года".
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства.
В обоснование заявления указал на результаты проведенной прокуратурой проверки, в ходе которой выявлен факт ненадлежащего исполнения администрацией муниципального образования " "данные изъяты"" полномочий по организации водоотведения на территории данного поселения. Так, образующиеся в результате жизнедеятельности жителей ряда жилых домов по улицам "адрес" бытовые сточные воды, а также ливневые воды аккумулируются в железобетонном коллекторе, расположенном между переулками "адрес", откуда через проложенную под железнодорожными путями водопропускную трубу и водоотводящую канаву поступают в речку Б ... Проведенными исследованиями установлено превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, что оказывает негативное воздействие на водный объект - речку Б., нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с требованием об устранении выявленных нарушений в указанный в заявлении срок.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Воронцов А.В. на удовлетворении заявления настаивал.
Администрация муниципального образования " "данные изъяты"", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "данные изъяты", ОАО " "данные изъяты"", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация муниципального образования " "данные изъяты"". В апелляционной жалобе просит данное судебное постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ оснований для использования речки Б. для сброса сточных вод. Ссылается на недоказанность поступления в указанный объект сточных вод, содержание которых превышает установленные нормативы, из системы водоотведения, балансодержателем которой является администрация муниципального образования " "данные изъяты"". Полагает, что водоотведение на территории городского поселения организовано надлежащим образом, объекты централизованной и нецентрализованной систем водоотведения обслуживаются управляющей организацией.
В поданных относительно апелляционной жалобы возражениях участвовавший в деле прокурор Воронцов А.В. полагает изложенные в ней доводы несостоятельными, не свидетельствующими о наличии предусмотренных законом оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.
Заслушав участвующего в деле прокурора Подчередниченко О.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, проверив законность оспариваемого решения в пределах доводов жалобы и поданных относительно нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что администрацией муниципального образования " "данные изъяты"" надлежащим образом не организовано водоотведение на территории данного муниципального образования, чем нарушаются требования природоохранного, водного законодательства, а также право населения на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе, водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Частью 6 ст. 60 Водного кодекса РФ установлен запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочего, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Аналогичные положения закреплены в ст. 7 Устава МО " "данные изъяты"".
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования " "данные изъяты"" сточные и ливневые воды надлежащим образом не очищаются, их сброс несанкционированно осуществляется в водный объект - реку Б ... На территории данного муниципального образования имеются отдельные объекты системы водоотведения, не переданные в управление обслуживающей организации, в связи с чем их содержание, контроль за техническим состоянием не осуществляется; решение о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных и ливневых вод в установленном порядке администрацией городского поселения не получено.
Приведенные выводы основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым судом дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; оснований не согласиться с этими выводами из содержания апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, пришел к правильному выводу о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального образования " "данные изъяты"" полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, исходя из изложенных в жалобе доводов, не имеется.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из полномочий органов местного самоуправления поселения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" следует возложить обязанность организовать водоотведение сточных вод на территории данного муниципального образования, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 3 декабря 2014 г. изменить, принять по делу новое решение, которым:
удовлетворить заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования " "данные изъяты"" по организации водоотведения в границах территории муниципального образования " "данные изъяты"" с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" в срок до 1 января 2017 г. организовать отведение сточных вод на территории муниципального образования " "данные изъяты"", в том числе, от многоквартирных жилых домов расположенных в границах улиц: "адрес", в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Председательствующий Н.П. Рассошенко
Судьи Н.В. Лобанова
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.