Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,
судей Бланару Е.М., Нибараковой С. Г.
при секретаре Анисимовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2015 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Чухиной Л.В. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 01 декабря 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Чухиной Л.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о перерасчете размера пенсии исходя из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чухина Л.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее - Управление) о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В обоснование своих требований указала на то, что является получателем трудовой пенсии по старости. В период работы с 03.07.2001 по 30.12.2011 в "Юр.лицо" в должности "данные изъяты" она направлялась работодателем с 03.02.2009 по 04.02.2009 в командировку в город Северодвинск, отнесенный к районам Крайнего Севера. В связи с этим полагала, что имеет право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, однако ответчиком в этом ей было отказано. Отказ пенсионного органа считала незаконным, поскольку при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии ею были представлены все необходимые документы, в том числе приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение, справка о занятости полный рабочий день.
В судебном заседании требования уточнила, просила обязать ответчика произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ. Полагала, что основанием для перерасчета является факт направления её в командировку в район Крайнего Севера.
Представитель Управления в судебное заседание не явился.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась Чухина Л.В.
В поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на то, что в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе поручать работнику временное выполнение трудовых обязанностей вне места постоянной работы путем направления его в служебную командировку. Полагает, что суд необоснованно без учета представленных доказательств не включил период командировки в стаж работы в районах Крайнего Севера и отказал в перерасчете пенсии, несмотря на то, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в редакции Федерального закона N 312-ФЗ, она имеет право на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
В суд апелляционной инстанции представитель Управления, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Чухину Л.В., поддержавшую апелляционную жалобу и просившую об отмене решения суда, о постановлении нового решения об удовлетворении её требований, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно пункту 7 статьи 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2010 года) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рубля в месяц, в то время как в соответствии с пунктом 11 статьи 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами 1 группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В период работы "данные изъяты" "Юр.лицо" Чухина Л.В. направлялась в командировку с 03.02.2009 по 04.02.2009 в город Северодвинск Архангельской области.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии восьмого состава по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении от 27.04.2012 N N при назначении пенсии истцу отказано во включении в стаж работы в районе Крайнего Севера оспариваемого периода командировки и, соответственно, в установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 7 статьи 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием факта стабильной работы в районе Крайнего Севера.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера, суд пришел к выводу, что выполнение истцом трудовых обязанностей в период командировки в городе Северодвинске, расположенном в районе Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
С такими выводами суда судебная коллегия согласна, они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на фактических обстоятельствах, установленных судом.
Одним из основных условий для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном пунктом 7 статьи 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за работу в районах Крайнего Севера и пунктом 11 статьи 14 этого же закона за работу в приравненных к ним местностях, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с последующими изменениями) (далее - Перечень). Перечнем предусмотрено, что город Северодвинск Архангельской области относится к районам Крайнего Севера.
Однако то обстоятельство, что Чухина Л.В. в период с 03 февраля 2009 года по 04 февраля 2009 года выполняла свои трудовые обязанности в городе Северодвинске, не может служить основанием для того, чтобы сделать вывод о наличии смешанного стажа работы в отношении истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Как видно из материалов дела, нахождение истца в городе Северодвинске в указанный выше период носило временный характер.
По делу установлено, что местом работы истца являлось место нахождения "Юр.лицо" - г. Архангельск, где, в том числе, производился учет стажа её работы для последующего назначения пенсии.
Таким образом, работа, носящая стабильный и постоянный характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.
Исходя из изложенного, у истца отсутствует право на перерасчет размера пенсии с учётом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного для лиц, проработавших определенное законом количество календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих установленный законом страховой стаж. Вывод суда о правомерности действий Управления, установившего истцу фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости как за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является правильным.
По существу изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом судебной проверки и в решении суда получили надлежащую правовую оценку, они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Каких-либо иных данных, не учтенных судом при вынесении решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 01 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чухиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Кожемякина
Судьи Е.М. Бланару
С. Г. Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.