судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Брик Г.С.
Судей Москалевой Е.В., Малыка В.Н.
при секретаре Шабановой К.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе истца Черных В.М. на решение Усманского районного суда Липецкой области от 03 декабря 2014 г., которым постановлено: "В удовлетворении исковых требований Черных В.М. к Черных В.М. к Черных В.М. к администрации Липецкой области, администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области, администрации Усманского муниципального района Липецкой области о признании за истицей проживание в квартирах NN "адрес" "адрес" период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ момента постановления судебного решения осуществлением права найма жилого помещения государственного жилищного фонда, права социального найма жилого помещения общей "данные изъяты" "данные изъяты" кв.м .; возложении обязанности на администрацию Липецкой области заключить с истицей договор социального найма жилого помещения площадью не "данные изъяты" "данные изъяты" кв.м ., безотносительно к месту нахождения такого жилого помещения на момент заключения договора, предоставить истице жилое помещение площадью не "данные изъяты" "данные изъяты" кв.м ., отказать".
Заслушав доклад судьи Брик Г.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черных В.М. обратилась в суд с иском к администрации г. Усмани и администрации Липецкой области о признании за ней проживания в кв. "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ осуществлением права найма жилого помещения государственного жилищного фонда общей площадью "данные изъяты". м, признать за ней проживание в кв. "адрес" указанного дома в период с ДД.ММ.ГГГГ г. до момента постановления решения судом осуществлением права социального найма жилого помещения общей площадью "данные изъяты" кв. м, обязать администрацию Липецкой области заключить с истицей договор социального найма жилого помещения площадью не менее "данные изъяты" кв. м безотносительно к месту нахождения такого жилого помещения на момент заключения договора, обязать администрацию Усманского муниципального района после заключения договора социального найма жилого помещения выдать истице ордер на вселение в жилое помещение на фактически предоставленную площадь не менее "данные изъяты". м, а также обязать администрацию г. Усмани обеспечить реализацию договора социального найма жилого помещения площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
Впоследствии истица уточнила свои исковые требования и просила признать за ней проживание в квартирах N "адрес" "адрес" период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года до момента постановления судебного решения осуществлением права найма жилого помещения государственного жилищного фонда, права социального найма жилого помещения общей "данные изъяты" "данные изъяты" кв. м ; обязать администрацию Липецкой области заключить с ней договор социального найма жилого помещения площадью не "данные изъяты" "данные изъяты" кв. м безотносительно к месту нахождения такого жилого помещения на момент заключения договора и предоставить истице жилое помещение площадью не менее "данные изъяты" кв.м .
Исковые требования были обоснованы ссылкой на проживание истицы с ДД.ММ.ГГГГ года в квартире N "адрес" "адрес", которая была предоставлена ей в качестве жилья. Истица также ссылалась на выдачу ей ордера на комнату жилой "данные изъяты" "данные изъяты" кв. м в указанном доме по постановлению главы администрации Усманского района Липецкой области от 28.12.1994 г . N т750. В кв. N "адрес" истица перебралась по согласованию с администрацией аптеки из-за аварийного состояния кв. "адрес", в которой планировалось проведение капитального ремонта.
Представитель ответчика- администрации г. Усмани против иска возражал, ссылаясь на пропуск истицей срока исковой давности.
Рассмотрев дело в отсутствие других ответчиков, суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Черных В.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального законодательства.
Заслушав объяснения представителей истицы Гуськова В.А. и Черных Ю.В., поддержавших жалобу, объяснения представителя 3-го лица - ОГУП "Липецкфармация"- Ермишкину Н.А., просившую жалобу отклонить, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Иск Черных В.М. к администрации Липецкой области не подлежал удовлетворению, т.к. никакими полномочиями по предоставлению жилья гражданам и заключению с ними договоров социального найма, кроме случаев, указанных в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не наделены. Полномочия этих органов в области жилищных отношений установлены ст. 13 ЖК РФ, нормы которой не возлагают на них каких-либо подобных обязанностей.
Каких-либо доказательств того, что истица отнесена к категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма именно органами государственной власти области, суду представлено не было.
Правильно отказано судом и в удовлетворении требований к остальным ответчикам.
Жилищные отношения истицы возникли, как видно из материалов дела, до принятия ЖК РФ.
Так, ДД.ММ.ГГГГ г. постановлением главы администрации Усманского района было утвержден протокол заседания администрации и профсоюзного комитета Центральной районной аптеки N14 г. Усмани и выдан ордер Черных В.М. на, как сказано в постановлении, "жилую площадь "данные изъяты" кв.м". (л.д. 11). Суду представлена копия контрольного талона к ордеру на имя Черных В.М., из которого усматривается, что ей предоставлена комната "адрес" площадью "данные изъяты" кв. м (л.д. 14).
В силу ст. 47 и 51 ЖК РСФСР ордер на жилое помещение признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение и
основанием для заключения договора найма жилого помещения.
Таким образом, независимо от отсутствия договора найма жилого помещения, заключенного в письменной форме, следует признать, что на истицу распространяются все права и обязанности нанимателя жилого помещения, занятого ею на основании ордера, выданного в установленном порядке, т.е. на жилое помещение площадью "данные изъяты" кв.м.
В силу ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом .
Ни с одним требованием, предусмотренным ЖК РФ и ГК РФ как способом защиты жилищных прав, истица к суду не обращалась.
Ею было заявлено требование о признании проживания в жилом помещении осуществлением права найма жилого помещения государственного жилищного фонда, права социального найма жилого помещения.
Такие требования, не являющиеся способом защиты прав, поскольку их удовлетворение не ведет к восстановлению нарушенного права, в силу ст. 13 ЖК РФ не подлежат удовлетворению.
Кроме того, никаких доказательств правомерности занятия истицей кв. "адрес" и возникновения у нее прав нанимателя этого помещения истица суду не представила. Самовольное же занятие помещения, не предоставленного в установленном законом порядке, прав нанимателя по договору социального найма, в том числе и права требовать предоставления другого жилого помещения, не порождает.
Обязанности по предоставлению других жилых помещений гражданам вместо занимаемых возникают у управомоченных органов только в случаях, прямо предусмотренных ст. 52, 57, 59, 87, 87.1, 88, 89 ЖК РФ.
Поскольку в установленном порядке истица нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана, в коммунальной квартире не проживает, предоставленное ей ранее помещение площадью 16 кв. м. в установленном порядке не пригодным для проживания или нежилым не признано и такие требования при рассмотрении настоящего дела истицей не заявлялись, оснований для удовлетворения заявленных истицей требований у суда не имелось. Не заявлялось требование истицей и о предоставлении ей другого жилья в связи с капитальным ремонтом предоставленного ей ранее помещения.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права не могут повлечь отмену постановленного судом решения.
Согласно ст.2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, закон ограничивает право граждан на приватизацию жилого помещения исключительно периодом сохранения за ними прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Никаких других ограничений сроков для обращения в компетентные органы до 1 марта 2015 г. с заявлением о приватизации закон не устанавливает.
Действующее законодательство не содержит запрета на повторное обращение с заявлением о приватизации жилья в случае первичного отказа в такой приватизации.
Поэтому довод в решении суда о пропуске истицей срока на обращение в суд с требованием о приватизации является необоснованным, тем более что требования о приватизации истица не заявляла.
Однако неправильное применение судом норм права о сроках исковой давности не может повлечь отмену решения суда, основанного на установленных судом обстоятельствах и других действующих нормах материального права.
Не могут повлечь отмену решения суда и другие доводы апелляционной жалобы, не содержащие конкретных указаний на нарушенные, по мнению истицы, требования норм процессуального и материального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Черных В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: -подпись-
Судьи: -подписи-
Копия верна: Судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.