Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Захарова Н.И.
судей
Поддымова А.В. и Орловой О.А.
при секретаре
Фроловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке
18 февраля 2015 года апелляционную жалобу заявителя Киселева С.А. на решение Усманского районного суда Липецкой области от
26 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления С.А. об оспаривании действий ОМВД России по Усманскому району Липецкой области об отказе в выдаче лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселев С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия самообороны. В обоснование заявления указывал, что ОМВД России по Усманскому району незаконно отказало в принятии его заявления на продление лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны по причине непредоставления акта проверки знания и навыков безопасного обращения с оружием. П олагал, что он не должен предоставлять данный документ ввиду того, что проверку знания и навыков безопасного обращения с оружием он уже прошел в НОУ ДПО "Профессионал", что подтверждается соответствующим свидетельством. Просил суд признать действия ОМВД России по Усманскому району об отказе в выдаче ему лицензии на приобретение оружия самообороны неправомерными и обязать ОМВД России по Усманскому району выдать ему такую лицензию.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Усманскому району в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения заявителя Киселева С.А., поддержавшего жалобу, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Киселев С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в ОМВД России по Усманскому району о продлении лицензии на приобретение , хранение и ношение оружия самообороны, зарегистрированное в тот же день.
По заключению и.о. инспектора НЛЛР ОМВД России по Усманскому району от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на п.9 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой (утв. Приказом МВД России от 14.05.2012г. N 508 в ред. от 18.12.2013г.) и ст.13 Федерального закона от 13.12.1996г. N 150-ФЗ "Об оружии", принято решение об отказе в выдаче лицензии, поскольку заявителем не представлен акт проверки знания и навыков безопасного оружия.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОМВД России по Усманскому району Киселеву С.А. сообщено об отказе в выдаче данной лицензии по основаниям непредставления акта, подтверждающего прохождение, в установленном законом порядке, проверки правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Исследовав в совокупности материалы дела, судом первой инстанции сделан правильный вывод о законности отказа Киселеву С.А. и отсутствия правовых оснований к удовлетворению заявления.
В силу ч.18 ст.13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п. 9.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой (утв. Приказом МВД России от 14.05.2012г. N 508 в ред. от 18.12.2013г.), для продления срока действия лицензии заявитель представляет паспорт, заявление (приложение N 2 к Административному регламенту), лицензию, срок действия которой необходимо продлить, а также технические паспорта и приходно-расходные документы (при их наличии) на указанное в лицензии оружие.
К заявлению прилагаются:
медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией;
две фотографии размером 3 x 4 см.
Владельцы газовых пистолетов, револьверов дополнительно представляют документ о прохождении проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием (заявители, которые в соответствии со статьей 13 Закона "Об оружии" не проходят проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, представляют документ, подтверждающий наличие у них соответствующего статуса).
Пунктом 7 ч. 20 ст. 13 ФЗ "Об оружии" определено, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам РФ, не представившим в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в настоящем Федеральном законе документов.
Порядок проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 27.04.2012г. N 372), регулирует вопросы проведения в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, проверки у граждан Российской Федерации знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Пунктами 4, 7, 7.2 и 15 данного Порядка предусмотрено, что проверка включает в себя проверку теоретических знаний и практических навыков, приобретенных гражданином в результате освоения Программы.
К прохождению проверки допускаются граждане:
Являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и обязанные пройти не реже одного раза в пять лет периодическую проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Результаты проверки оформляются актом (приложение N 2 к настоящему Порядку), который подписывается членами Комиссии, скрепляется печатью Организации и вручается гражданину.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, лицензия на приобретение оружия не может быть выдана лицам, которые не прошли соответствующей проверки знаний правил безопасного обращения оружия и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Такая подготовка в силу прямого указания закона должна быть осуществлена: 1) в организации, имеющей право на ее проведение и включенной в определенный Правительством Российской Федерации перечень; 2) по программе, отвечающей по своему содержанию требованиям и согласованной в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Проверка знаний названных правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием отнесена к компетенции организаций, определяемых Правительством Российской Федерации, и должна осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Перечень организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания указанных правил и наличия соответствующих навыков, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 731.
Доводы заявителя о незаконности требований должностных лиц Усманского ОМВД по возложению на заявителя обязанности представления акта проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в связи с обучением в 2013 году в НОУ "Динамовец" и НОУ "Профессионал" и прохождением профессиональной подготовки по программе частных охранников, сдачи экзаменов и получения соответствующего удостоверения с присвоением N-го разряда "данные изъяты", не влет отмену судебного решения, поскольку названные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий должностных лиц Усманского ОМВД.
Как следует из материалов дела, в ходе НОУ "Профессионал" не имеет лицензии на проведение проверок знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Из полученных ответов следует, что заявитель не проходил обучение по программе проверки навыков обращения с оружием в указанных образовательных учреждениях отсутствует соответствующая программа.
Суд с учетом вышеприведенных норм законодательства, обоснованно пришел к выводу о том, что представленное заявителем в орган внутренних дел свидетельство, выданное ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждает проведение соответствующей проверки Киселева С.А. по наличию у него знаний правил и навыков безопасного обращения с оружием, подтвержденной соответствующим актом, в то время, как необходимость проведения данной проверки с целью продления лицензии с периодичностью не реже одного раза в пять лет предусмотрена законодателем, что согласно ч. 20 ст. 13 ФЗ "Об оружии" является основанием к отказу в выдаче лицензии. А доводы заявителя в данной части, что им представлен надлежащий документ, не основаны на законе.
Требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и Порядок согласования этих программ утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2012 года N 259, а Порядок проведения проверки у граждан Российской Федерации знания данных правил и наличия указанных навыков (далее - Порядок) утвержден Приказом МВД России от 27 апреля 2012 года N 372, то есть до принятия оспариваемого Киселевым С.А. отказа.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Киселева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.