судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Давыдовой Н.А., Малыка В.Н.,
при секретаре Кузовлевой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по апелляционной жалобе истца Худошиной Л.Н. на решение Советского районного суда г. Липецка от 11 декабря 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Худошиной Л.Н. о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями отказать".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Худошина Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Липецка, Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г. Липецка о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениям.
Свои требования обосновывала тем, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Считает, что поскольку она до настоящего времени не воспользовалась своим правом на обеспечение жильем, то ответчик неправомерно отказывается включить её в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Худошина Л.Н. не относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому отсутствуют основания для включения ее в список лиц, имеющих право на обеспечение жильем.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Худошина Л.Н. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения истца и её представителя, объяснения представителей администрации г. Липецка и управления образования и науки Липецкой области, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Необходимость постановки на учет в возрасте до 23-х лет как лица имеющего статус ребенка-сироты и нуждающегося в предоставлении жилого помещения была предусмотрена Федеральным законом N159 ФЗ от 21 декабря 1996 года и в ранее действующей редакции.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста, указанный срок является пресекательным, истечение которого прекращает право лица.
Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23-х лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Как видно из материалов дела, Худошина (до замены фамилии ФИО10) Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 16 декабря 1977 года по 02 сентября 1980 года Худошина Л.Н. находилась на воспитании в Доме ребенка.
С 09 сентября 1980 года по 28 августа 1984 года воспитывалась в Данковском смешанном детском доме.
С 27 августа 1984 года по 01 сентября 1993 года находилась на полном государственном обеспечении в школе-интернате N 5 г. Ельца Липецкой области.
После окончания школы-интерната в 1993 году истица поступила в ГООУ НПО ПУ N 26 и стала проживать в общежитии по адресу: г "адрес".
С 15 января 1998 года Худошина Л.Н. зарегистрирована в доме "адрес".
28 июня 2012 года Худошина Л.Н. обратилась с заявлением в Управление по учету и распределению жилья администрации г. Липецка о включении ее в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилым помещением.
19 июля 2012 года на основании постановления администрации г. Липецка Худошиной Л.Н. в удовлетворении заявления было отказано.
24 января 2013 года истец вновь обратилась в Управление по учету и распределению жилья администрации г. Липецка с аналогичным заявлением.
В связи с тем, что она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации г. Липецка от 13 февраля 2013 года в принятии на учёт было отказано.
В судебном заседании истец не оспаривала того обстоятельства, что с заявлением о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещениям в соответствующие органы до достижения 23-х лет она не обращалась.
Поскольку до достижения 23-летнего возраста, определенного законом, для предоставления дополнительных гарантий государством по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, истец в соответствующий орган с указанным выше заявлением не обращалась, следовательно, она утратила статус лица из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а потому у ответчика не имелось законных оснований для её включения в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного иска.
В материалах дела не содержится отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что причины, по которым истец не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в данном случае могут быть признаны судом уважительными. Не содержит таких доказательств и апелляционная жалоба.
Не противоречат вышеизложенному и положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверно истолкованных нормах права, правильные выводы суда первой инстанции не опровергают и не могут в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Худошиной Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.