Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Куденко И.Е., Марчукова А.В.,
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Забродина А. В. и Забродиной И. В., действующей в интересах несовершеннолетней Забродиной Р. В., к УПФ РФ в г. Волжском Волгоградской области об оспаривании решений о назначении пенсии по случаю потери кормильца
по апелляционной жалобе Забродиной И. В. в интересах Забродиной Р. В. и Забродина А. В. в лице Висаловой М. А.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 06 ноября 2014 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано,
заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Забродин А.В. и Забродина И.В., действующая в интересах несовершеннолетней Забродиной Р.В., обратились в суд с иском к УПФР в г. Волжском Волгоградской области об оспаривании решений о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование исковых требований указали, что решением Волжского городского суда Волгоградской области от 13 января 2014 г. З.В.Ю. был признан безвестно отсутствующим с 01 ноября 2011г.
26 февраля 2014 г. истцы обратились в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решениями УПФР в г. Волжском Волгоградской области от 04 марта 2014 г. и от 07 марта 2014 г. соответственно Забродину А. В. и Забродиной Р.В. была назначена пенсия по случаю потери кормильца с 18 февраля 2014г.- с момента вступления в законную силу указанного решения суда о признании З.В.Ю. безвестно отсутствующим.
Полагая, что право на пенсию по случаю потери кормильца возникло у детей З.В.Ю. с 01 ноября 2011 г., истцы просили признать решения УПФР в г. Волжском Волгоградской области от 04 марта 2014 г. и от 07 марта 2014г. о назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконными в части определения даты назначения, обязав УПФР в г. Волжском Волгоградской области назначить им пенсию по случаю потери кормильца с 01 февраля 2013 г., то есть на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Судом постановлено указанное выше решение.
Истцы Забродина И.В. и Забродин А.В. обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывая, что датой смерти З.В.Ю. является 01 ноября 2011г., в связи с чем пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена с 01 февраля 2013г., то есть на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя УПФР в г. Волжском Волгоградской области по доверенности Дьяковой С.Г., выразившей согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Волжского городского суда Волгоградской области от 13 января 2014 г., вступившим в законную силу 18 февраля 2014 г., З.В.Ю. признан безвестно отсутствующим с 01 ноября 2011 г.
26 февраля 2014 г. истец Забродина И.В., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Забродиной Р.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, а также Забродин А.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения обратились в УПФР в г. Волжском Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решениями УПФР в г. Волжском Волгоградской области от 04 марта 2014 г. и от 07 марта 2014 г. Забродиной Р.В. и Забродину А.В. назначены пенсии по случаю потери кормильца с 18 февраля 2014 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсия по случаю потери кормильца не может быть назначена ранее момента возникновения права на пенсию, и, дав толкование п.1 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", пришел к выводу о том, что право на пенсию по случаю потери кормильца в связи с признанием кормильца безвестно отсутствующим наступает с момента, когда гражданин признан безвестно отсутствующим. Этим моментом является дата вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.
На основании подп. 3 п. 4 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Согласно п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение социальной защиты указанных лиц, гарантирует назначение им трудовой пенсии по случаю потери кормильца на тех же условиях и в тех же размерах, что и для членов семьи умершего кормильца. При этом безвестное отсутствие кормильца должно быть установлено в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, что направлено на создание юридического механизма, обеспечивающего определенность правового положения семьи, утратившей кормильца "Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 N 299-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Манасаровой А. С. на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетних детей пунктом 1 статьи 9 и подпунктом 3 пункта 4 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"".
В этой связи решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию истцов в суде первой инстанции, им дана судом правильная правовая оценка, основаны на субъективном толковании норм материального права, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Безусловных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 06 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Забродиной И. В. в интересах Забродиной Р. В. и Забродина А. В. в лице Висаловой М. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.