Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Емельяновой Е.В., Чеботаревой Е.А.
при секретаре Бетехтиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе истца Иванова В.Н. на решение Омского районного суда Омской области от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Иванова В. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области о перерасчете размера пенсии, признании неправомерным бездействия оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области (далее также - ГУ-УПФ РФ в Омском районе) о перерасчете размера пенсии. В обоснование иска он указал, что с " ... " получает трудовую пенсию по старости. " ... " он направил почтой в ГУ-УПФ РФ в Омском районе заявление о перерасчете размера пенсии с учетом заработной платы за период с " ... " по декабрь " ... " г., размер которой подтвержден архивной справкой N " ... " от " ... " Иные сведения о заработной плате не представляется возможным предоставить, поскольку согласно архивным справкам документы о его заработной плате за период прохождения военной службы в звании прапорщика в воинской части " ... " с " ... " по " ... " годы были уничтожены по истечении срока хранения. В связи с отсутствием ответа на заявление истец просил обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии на основании имеющихся документов за период с " ... " по декабрь " ... " года, признать неправомерным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения по его заявлениям о перерасчёте.
В судебное заседание истец Иванов В.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Его представитель Салий С.Н. иск поддержала и пояснила, что в соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 в случае утраты работодателем документов не по вине работника могут быть использованы документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника. Указала, что такими косвенными документами для Иванова В.Н. являются военный билет, в котором указаны его звание и должность, и архивные справки, отражающие фактическую заработную плату с указанием на то, что финансовые документы на выплату денежного довольствия в период " ... " годы не сохранились.
Представители ответчика ГУ-УПФ РФ в Омском районе Абуцина Ю.А., Сибринина Т.А. в судебном заседании иск не признали и пояснили, что Пенсионный фонд не относится к органам, чьи решения или действия могут быть обжалованы в порядке Главы 25 ГПК РФ. Иванов В.Н. не обращался к ним с письменным заявлением установленного образца о перерасчете пенсии и подлинными документами, на основании которых может быть произведен перерасчет. В случае направления заявления посредством почтовой связи подпись в заявлении должна быть нотариально удостоверена. Если заявление подается через сайт Пенсионного фонда, то заявление удостоверяется электронной подписью. Истцу было предложено организовать выезд мобильной клиентской службы по месту его жительства или по месту работы для подачи заявления о перерасчете пенсии, от чего он отказался. Под косвенными документами необходимо понимать зарплатные ведомости, а если они утеряны, то партийный или комсомольский билет, где указаны все отчисления. Военный билет подтверждает факт прохождения военной службы, а не размер заработка. Истец обращался к ним только за консультациями. Перерасчет пенсии Иванову В.Н. не выгоден, поскольку представленные им копии справок не позволяют сделать перерасчет в сторону увеличения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванов В.Н. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела, нарушение норм материального права; полагает доказанными факты неоднократного обращения к ответчику с заявлениями о перерасчете пенсии, ссылаясь на показания свидетеля Ивановой В.А.; указывает на имевший место факт отказа в принятии от него письменных заявлений о перерасчёте пенсии. Считает незаконным вынесение судом решения без допроса свидетеля Серковой Н.Ю., причины неявки которой в судебном заседании не выяснялись. Требования ответчика о подаче заявления только посредством личного обращения либо с нотариальным удостоверением его подписи при направлении заявления посредством почтовой связи полагает незаконными, а ссылку пенсионного органа на отсутствие в заявлении его паспортных данных - несостоятельной, так как все паспортные данные имеются у ответчика, выплачивающего ему пенсию. Оспаривает достоверность представленных ответчиком вариантов расчета его пенсии, которые сделаны без учета его заработка до " ... " года.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ-УПФ РФ в Омском районе Мутьева Т.А. полагает ее необоснованной и просит оставить решение без изменения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ГУ-УПФ РФ в Омском районе, просившего рассмотреть дело в их отсутствие, и истца Иванова В.Н., извещённого о времени и месте судебного заседания и не сообщившего причин неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При расчете размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ст. 30 этого Федерального закона).
В силу ст. 30.3 данного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Иванов В.Н. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" " ... ". Размер пенсии Иванова В.Н. исчислен в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" с применением среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. " ... " Иванов В.Н. направил в ГУ-УПФ РФ в Омском районе заявление, в котором просил произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения с учетом заработной платы за период с " ... " по декабрь " ... " г., когда он проходил военную службу в звании прапорщика в воинской части " ... " К заявлению истец приложил в копиях архивную справку N " ... " от " ... ", выданную ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны РФ", которой подтвержден размер его денежного довольствия в период с " ... " по " ... " годы, справку N " ... " от " ... ", выданную филиалом ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны РФ", согласно которой ведомости по денежному довольствию офицеров, прапорщиков и проходящих службу по контракту военнослужащих, включая " ... " год, были уничтожены по истечении срока хранения, и копию решения Омского районного суда Омской области от 11.07.2014 N 2-1346/2014 в подтверждение факта включения в страховой стаж периода военной службы.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд обоснованно исходил из того, что истцом не представлены необходимые для перерасчета пенсии документы о заработной плате за заявленный им период с " ... " по " ... " годы, которые в материалах его пенсионного дела отсутствуют. Судебная коллегия полагает такие выводы суда правильными ввиду следующего.
Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий определен в ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях". Согласно п.п. 1 и 2 данной статьи назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся пенсионным органом по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п. 7 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. При этом под обращением за пенсией понимается также и подача гражданином в территориальный орган ПФ РФ заявления о перерасчете размера пенсии (п. 5 Правил).
Согласно п. 28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных законом, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом ПФ РФ (кроме случаев, предусмотренных в п. 29 Правил). Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", установлен Постановлением Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2002 N 16/19па. В соответствии с п. 6 Перечня к заявлению гражданина о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой части трудовой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на такой перерасчет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из содержания указанных норм следует, что такими документами помимо документов, удостоверяющих личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству Иванова В.Н. в данном случае являлись документы о страховом стаже и его среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.12.2011 N 1521н (далее - Административный регламент), устанавливает, что перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим. Документы могут быть представлены гражданином (представителем) как в подлинниках, так и в копиях, удостоверенных в установленном законодательством РФ порядке. При этом Административным регламентом предусмотрен только порядок удостоверения документов в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, то есть нотариальный (п. 42 Административного регламента).
В силу п.п. 43, 44 Административного регламента в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство предъявляется паспорт гражданина. Период прохождения военной службы, а также приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 N 4468-1, подтверждается военными билетами, справками архивных организаций, а также записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов и содержащими сведения о периоде прохождения указанной службы (п. 52 Административного Регламента).
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Согласно п.п. 83, 84 Административного регламента непредставление полного комплекта всех необходимых для перерасчета пенсии документов является основанием для отказа в приеме и регистрации заявления о перерасчете размера пенсии; основания для приостановления приема и регистрации заявления о перерасчете размера пенсии отсутствуют. Таким образом, в отличие от порядка рассмотрения заявлений о назначении пенсии, рассмотрение заявлений о перерасчете пенсии не допускается в случаях предоставления неполного пакета документов.
В материалах пенсионного дела Иванова В.Н. имелись лишь заверенные органом Пенсионного фонда РФ документы, удостоверяющие его личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, а также документы о страховом стаже, повторное предоставление которых в силу вышеуказанного не требовалось. Однако, довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание неправомерность указания ответчика на необходимость предоставления Ивановым В.Н. паспортных данных, основанием к отмене решения служить не может, так как указанное обстоятельство на правильность постановленного решения не повлияло.
Обращаясь с заявлением о перерасчете пенсии истец не представил в пенсионный орган ни в подлинниках, ни в надлежащим образом заверенных копиях документы, подтверждающие его среднемесячной заработок за 60 месяцев подряд до " ... " в течение трудовой деятельности. Представленные им копии документов содержат сведения о заработке лишь за 35 месяцев. Доводы жалобы о том, что на основании этих документов возможно определить размер заработка и за недостающие 25 месяцев, на законе не основаны. Положения нормативных актов, разрешающие устанавливать размер заработка по косвенным доказательствам, не могут быть истолкованы, как позволяющие в отсутствие документов о заработке гражданина за какой-либо период считать его равным заработку за иной период. Документов, подтверждающих средний заработок за 60 месяцев подряд, у Иванова В.Н. не имелось, и представить их он не мог, что последний не отрицает.
В этой связи доводы жалобы о том, что органы пенсионного фонда отказались принимать от истца подлинники документов о заработке, как и ссылка на неверную оценку свидетельских показаний Ивановой В.А., подтвердившей это обстоятельство, на правильность постановленного решения не влияют. Поскольку истец не имел и не приложил к заявлению о перерасчете пенсии полный комплект документов, необходимых для перерасчета, а именно, документы о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности, его заявление не могло быть рассмотрено по существу, так как на основании п.п. 84, 104 Административного регламента в приеме и регистрации такого заявления следовало отказать.
Кроме того, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о недоказанности факта отказа работников ГУ - УПФ РФ в Омском районе в приеме подлинных документов от Иванова В.Н. Из пояснений представителей ответчика, представленных ими ответов на обращения Иванова В.Н. видно, что ему было предложено организовать выезд мобильной клиентской службы по месту жительства или работы для оформления заявления и всех необходимых документов, от чего тот отказался. Данное обстоятельство истец и его представитель в ходе судебного разбирательства не оспаривали.
Доводы ответчика о недопустимости признания надлежащим письменного обращения, направленного посредством почтовой связи и не содержавшего нотариального удостоверения подписи заявителя, хотя и не могут быть признаны правильными, поскольку закон допускает подачу заявления об установлении пенсии посредством почтовой связи и не предписывает в обязательном порядке нотариально удостоверять подписи в таких заявлениях, однако, основанием к удовлетворению иска это также не является по причинам, изложенным выше.
Вывод суда первой инстанции пришел об отсутствии оснований для удовлетворения требования Иванова В.Н. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии и признании незаконным бездействия ГУ - УПФ РФ в Омском районе с учетом установленных обстоятельств является правильным. Сам факт неоднократного направления Ивановым В.Н. в ГУ-УПФ РФ в Омском районе обращений о перерасчете пенсии о нарушении прав последнего не свидетельствует. На все письменные обращения Иванова В.Н. ответчиком были даны ответы, по устным заявлениям истцу давались разъяснения в форме консультаций, что подтверждается записями в журналах регистрации обращений граждан, журналах учета исходящей корреспонденции на письменные обращения граждан, распечатками из программного комплекса, копиями ответов.
Вынесение судом решения без допроса свидетеля Серковой Н.Ю. - специалиста-эксперта ГУ-УПФ РФ в Омском районе, в силу ч. 3 ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене решения служить не может. Исходя из положений ст. 67 ГПК РФ суд по своему внутреннему убеждению оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Обязанность представлять доказательства, согласно ст. 56 ГПК РФ, лежит на сторонах. Несмотря на то, что судом первоначально было удовлетворено ходатайство представителя истца о вызове и допросе указанного свидетеля, в судебном заседании 12.11.2014 при неявке данного свидетеля стороны не настаивали на отложении дела для её допроса. Учитывая изложенное, а также то, что в силу установленных обстоятельств факт отказа в принятии от Иванова В.Н. подлинных документов о размере заработка, для подтверждения которого истец просил допросить Серкову Н.Ю., на правильность выводов суда в целом повлиять не может, обязанности у суда отложить рассмотрение для её допроса не было.
Правильность представленных ответчиком вариантов расчета пенсии Иванова В.Н. с учетом представленных им дополнительных документов о заработке юридического значения для разрешения заявленного спора не имеет, поскольку предметом спора являлись лишь наличие либо отсутствие нарушения прав истца на перерасчёт пенсии; размер пенсии вследствие такого перерасчёта предметом спора не являлся. Поэтому доводы жалобы относительно правильности расчёта судебной коллегией отклоняются.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не нарушены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омского районного суда Омской области от 12 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.