Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Астапчук Р.В., Будылка А.В.,
при секретаре Кучуковой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденко Е.В. к войсковой части 43189 о взыскании дополнительного материального стимулирования по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда города Омска от 16 декабря 2014 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения истца, представителей войсковой части 43189 - Росс О.Ф и ФКУ "ОФО МО РФ по Омской области" - Усова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Руденко Е.В. обратился с иском к войсковой части 43189, указывая на то, что с " ... " работает в должности " ... " в войсковой части " ... ", работа является основной. Кроме того, в период с " ... " по " ... " работал в войсковой части 43189 по совместительству в должности " ... ". " ... " командиром войсковой части 43189 издан приказ о дополнительном материальном стимулировании личного состава войсковой части 43189 в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", однако истец в приказ включён не был. Соответственно, дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за " ... " года ему не выплачено. Просил взыскать с ответчика дополнительное материальное стимулирование " ... " в сумме " ... ".
В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям иска.
Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что на момент распределения денежных средств для выплаты материального стимулирования по итогам работы за август 2014 года истец не работал в войсковой части, следовательно, командир войсковой части не мог включить его в число лиц, которым выделено материальное стимулирование.
Представитель третьего лица ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" полагал иск необоснованным. Пояснил, что материальное стимулирование выплачивается работающим лицам гражданского персонала на момент выделения денежных средств на основании приказа командира войсковой части. Распределение поступивших денежных средств осуществляется с учётом фактической численности работников. Дополнительная премия не предусмотрена системой оплаты труда воинских частей, не носит обязательный характер и не является гарантированной. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Основания для включения истца в число фактически работающих лиц отсутствовали, поскольку на тот момент он в трудовых отношениях с войсковой частью 43189 уже не состоял.
Решением суда в удовлетворении иска Руденко Е.В. к войсковой части 43189 о взыскании дополнительного материального стимулирования по итогам работы за " ... " года отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней истец просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорная премия не может не входить в состав заработной платы и является обязательной. Суд ошибочно применил приказ Министерства обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555. Не соглашается с выводом суда о том, что спорная премия не входит в состав стимулирующих выплат, определённых трудовым договором. Полагает, что имелись основания для выплаты ему премии. Указывает на нарушение своих трудовых прав. Указывает на то, что не было удовлетворено его ходатайство об истребовании доказательств и привлечении к участию в деле Государственной инспекции труда в Омской области.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ "ОФО МО РФ по Омской области" считает, что все доводы истца основаны на неверном толковании закона. Просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика и третьего лица, считавших решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что в период с " ... " по " ... " Руденко Е.В. работал в войсковой части 43189 на " ... " ставки по совместительству в должности " ... ".
Приказом командира войсковой части 43189 Руденко Е.В. " ... " уволен из войсковой части в связи с принятием на работу основного работника по статье 288 Трудового кодекса РФ.
" ... " командиром войсковой части издан приказ о дополнительном материальном стимулировании личного состава войсковой части 43189 в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
Основанием для обращения истца в суд с иском послужило то, что он не был включён в приказ от " ... " и выплата ему указанного материального стимулирования по итогам работы за " ... " года не была произведена.
Согласно статье 348 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно условиям заключённого с истцом трудового договора ему была установлена заработная плата в размере должностного оклада; компенсационных выплат: ежемесячного денежного поощрения, районного коэффициента, надбавки за работу со сведениями, составляющими гостайну; стимулирующих выплат: за интенсивность и высокие результаты, за выслугу лет, ежемесячная премия. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами.
Положением о премировании гражданского персонала войсковой части 43189 предусмотрена выплата работникам премии: по результатам работы за месяц и премии по результатам работы за год.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда истца производилась в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведённых до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Как правильно указывает истец, данный приказ утратил силу с 26 июля 2014 года с изданием и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255, утвердившего новые размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации; положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Новым положением о системе оплаты труда установлено, что выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
Между тем спорная премия выплачивается на основании приведённых ниже нормативных актов.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 этого Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Согласно письму руководителя ФКУ "ОФО МО РФ" от " ... ", адресованному командиру войсковой части 43189 в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года N 1010 и его решением от " ... " на выплату премии за " ... " года гражданскому персоналу управления армии выделены бюджетные ассигнования в объёме - " ... " рублей. В письме содержится просьба издать приказ на выплату премии в пределах доведённых бюджетных ассигнований.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не является обязательной премией, решение о его выплате принято Министром обороны РФ " ... ", когда Руденко Е.В. уже не состоял в штате войсковой части 43189, будучи уволенным " ... " числа данного месяца, основания для включения его в приказ командира войсковой части на его выплату отсутствовали.
Отказ в иске Руденко Е.В. правомерен.
Его доводы о наличии оснований для получение спорной выплаты, нарушении его права на оплату труда основаны на неверном понимании норм права, в связи с чем во внимание не принимаются.
Оснований для истребования рапорта непосредственных начальников о выплате дополнительного материального стимулирования, выписок из приказов командира части о дополнительном материальном стимулировании в 2013, 2014 годах не имеется, поскольку выплата стимулирования за иные периоды работы истца, не основанные на приказе командира войсковой части от " ... ", к предмету спора отношения не имеет. Нет оснований и для истребования доказательств того, что до увольнения истец состоял в штате управления войсковой части 43189 и исполнял обязанности по трудовому договору и не выходил из штата Министерства обороны РФ, работая по основному месту работы в войсковой части 77112, учитывая, что данные обстоятельства никем не оспариваются.
Поскольку законом прямо не предусмотрено обязательное участие в настоящем деле Государственной инспекции по труду в Омской области, довод истца о не привлечении к участию в деле данного лица не может повлечь отмену решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при вынесении решения не допущено.
Оснований для отмены решения суда по приведённым в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Омска от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.