Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе начальника УПФР в Советском районе городского округа г.Брянска Т. на решение Советского районного суда г.Брянска от 20 ноября 2014 года по иску М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе городского округа города Брянска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
М. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не включив в специальный стаж периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -воспитатель гастроэнтерологического отделения Брянской областной детской больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместитель директора по социальной защите ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" N "адрес""; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.- заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 22 часа педагогическая нагрузка учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 15 часов педагогическая нагрузка учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 18 часов педагогическая нагрузка учителя; с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ -курсы повышения квалификации. Истица просила признать за нею право па назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включить спорные периоды в специальный стаж работы и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращению за нею - с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Советского районного суда г. Брянска от 20 ноября 2014 года за М. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включены в специальный стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель гастроэнтерологического отделения "Брянской областной детской больницы"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместитель директора по социальной защите ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа "школа здоровья N "адрес""; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 22 часа педагогической нагрузки учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки +15 часов педагогической нагрузки учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 18 часов педагогической нагрузки учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -курсы повышения квалификации.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в Советском районе городского округа города Брянска обязано назначить М. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения ( ДД.ММ.ГГГГ.) с учетом возникновения права.
В апелляционной жалобе начальник УПФР в Советском районе городского округа г. Брянска Т. просит об отмене решения суда в части включения в специальный стаж М. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по социальной защите ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа N "адрес"", поскольку прямых доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды истица осуществляла деятельность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, в материалах дела не имеется.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения М., исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалованной части в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 указанного выше Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29.10.2002 г., которое в соответствии с установленным порядком вступило в силу с 12.11.2002 г. утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей" в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Правил исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей" в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ М. была принята, в порядке перевода, на должность воспитателя гастроэнтерологического отделения "Брянской областной детской больницы", приказом N от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию переводом в среднюю школу N62.
Истцу было отказано во включении в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель гастроэнтерологического отделения Брянской областной детской больницы, поскольку данное наименование учреждение не предусмотрено разделом "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781.
Согласно Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 г. N781 поименована должность "воспитатель".
При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 г. в соответствии с положениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" следует, что у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего в спорный период, поименована должность "воспитатель".
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. N11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами
Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмурской
Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной
области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережского,
Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также
жалобами ряда граждан", признано не соответствующими Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55
(части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц,
осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и
театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения
трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста
осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или
муниципальных учреждения, в той мере, в какой в системе действующего
правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не
позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической
деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой
деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях,
периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не
являющихся государственными или муниципальными, которые включались в
соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том,
что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации
пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате
длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени
отсутствует.
Согласно п.п.9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполнения истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, (организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в педагогический стаж периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными следует иметь ввиду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29.11.1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных либо муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работающим в образовательных учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Поскольку истицей в спорный период осуществлялась педагогическая деятельность в учреждении для детей, суд первой инстанции сделал правильный вывод, о том, что указанный период подлежит включения в специальный стаж.
Как установлено судом, М. приказом N от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N "адрес", приказом N от ДД.ММ.ГГГГ уволена с работы.
В указанные периоды, М. выполняла работу: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместитель директора по социальной защите; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 22 часа педагогической нагрузки учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 15 часов педагогической нагрузки учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, - заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 18 часов педагогическая нагрузка учителя. Указанные периоды не были включены в специальный стаж, поскольку не подтвержден факт занятия непосредственно педагогической работой с детьми. Кроме того, объем выполняемой работы менее 1,00 ставки, а также нагрузка учителя имела места без занятия штатной должности учителя.
Согласно "Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, поименована должность "заместитель директора", в перечне наименования учреждений указаны "общеобразовательные учреждения: школы всех наименований".
В силу п.4 "Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды педагогической деятельность после 01.09.2000 г. засчитываются в специальный трудовой стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Одно из таких исключений установлено п.п. "б" п.8 Правил. Согласно указанной норме, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
С выводами суда о включении в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 22 часа педагогической нагрузки учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 15 часов педагогической нагрузки учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, - заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки + 18 часов педагогическая нагрузка учителя, судебная коллегия соглашается, поскольку в указанные периоды истец осуществляла непосредственно осуществляла преподавательскую работу с детьми и имела необходимую педагогическую нагрузку.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда о включении в педагогический стаж для исчислении пенсии период нахождения М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации, поскольку ст.187 ТК РФ предусмотрено сохранение места работы (должности) и средняя заработная плача по основному месту работы при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы.
Судебная коллегия также отмечает, что апелляционной жалобы на включение судом вышеуказанных периодов ответчиком подана не была.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в педагогический стаж для назначения пенсии период работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по социальной защите в ГОУ СОШ N СЗОУО по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ N по ГОУ средней общеобразовательной школе N СЗОУО М. была назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе 13 разряда с ДД.ММ.ГГГГ., о чем имеется запись в трудовой книжке. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ? ей была произведена доплата за указанный период за счет вакансии 0,5 ставки зам. директора по социальной защите за увеличение объема работ.
Между тем, как установлено судом, согласно акту по результатам проверки сведений о характере работы М. в ГОУ СОШ " Школа здоровья" N от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 48) по лицевым, тарификационным спискам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заместителем директора по социальной защите.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Наименование должностей "заместитель директора по "социальной работе", наименование учреждений "общеобразовательное учреждение", "школа" не входят в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что периоды работы с 01 сентября 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 указанных Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Как следует из выписки протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ... от ДД.ММ.ГГГГ N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтвержден факт занятия М. непосредственно педагогической работой с детьми и за данный период объем выполняемой работы указан менее 1 ставки.
Кроме того, нельзя рассматривать работу истицы на 0,5 ставки заместителя директора по социальной защите и как сокращенное рабочее время, поскольку под сокращенной продолжительностью рабочего времени, понимаются лишь случаи, прямо предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, в частности статьёй 92 и статьёй 333.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для включения указанного спорного периода работы в специальный стаж истицы, дающий право на льготное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,5 ставки в должности заместителя директора по социальной защите в ГОУ СОШ N является правомерным.
Без зачета вышеуказанного периода работы в должности заместителя директора по социальной защите в ГОУ СОШ N на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии у истицы отсутствовал необходимый специальный стаж 25 лет.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на указанную пенсию у М. с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда в части включения периода работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по социальной защите и назначении досрочной по старости с момента ее обращения с ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным и решение в этой части подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 20 ноября 2014 года в части включения периода работы М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по социальной защите в ГБОУ СОШ "Школа здоровья N" "адрес" и обязании Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе городского округа г. Брянска назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения М. ( ДД.ММ.ГГГГ.) отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в этой части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи облсуда Е.В.Сидоренкова
И.М.Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.