Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей: Малаевой В.Г., Цехомской Е.В. по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре Кесиди С.Р.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лабинском районе Макарова А.И. на решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 02 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жирнова " Ф.И.О. "9 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лабинском районе Краснодарского края (далее - УПФР в Лабинском районе) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Комиссии ей было незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия специального стажа работы, и просила суд признать решение УПФР в Лабинском районе N 1093 от 7 октября 2014 г. об отказе в назначении Жирновой Е.В. досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" незаконным и признать за Жирновой Е.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Решением Лабинского районного суда Краснодарского края от 02 декабря 2014 г. заявленные исковые требования Жирновой Е.В. удовлетворены частично.
Признано за Жирновой " Ф.И.О. "10, право на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
УПФР в Лабинском районе обязано включить в стаж работы, дающий право Жирновой " Ф.И.О. "11 на досрочное назначение трудовой пенсии, период учёбы в Туапсинском педагогическом училище с 01.09.1987 по 05.07.1989; период работы в качестве музыкального руководителя детского сада колхоза "Родина" с 01.08.1989 по 27.08.1990, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 08.11.2005 по 18.11.2005.
УПФР в Лабинском районе обязано назначить Жирновой " Ф.И.О. "12 досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 04 сентября 2014 г..
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе начальник УПФР в Лабинском районе Макаров А.И. просит отменить решение Лабинского районного суда от 02 декабря 2014 г. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда незаконно и необоснованно, вынесено с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением комиссии УПФР в Лабинском районе от 07 октября 2014 г. N " ... " Жирновой Е.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ ввиду отсутствия специального стажа работы, не засчитаны периоды работы: с 01 сентября 1987 г. по 05 июля 1989 г. - учеба в Туапсинском педагогическом училище;
- с 01 августа 1989 г. по 27 августа 1990 г. работа в качестве музыкального руководителя детского сада колхоза "Родина";
- с 05 апреля 2013 г. по 21 апреля 2013 г. - нахождение в учебном отпуске;
- с 08 ноября 2005 г. по 18 ноября 2005 г. - нахождение на курсах повышения квалификации;
- с 04 апреля 2005 г. по 11 апреля 2005 г., с 13 апреля 2011 г. по 13 апреля 2011 г., с 03 июня 2013 г. по 30 июня 2013 г., с 23 сентября 2013 г. по 30 сентября 2013 г. - нахождение в отпусках без сохранения заработной платы.
Не согласившись с указанным решением, считая, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, Жирнова Е.В. обратилась в суд за защитой нарушенного права.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на пенсионное обеспечение гарантировано Конституцией РФ и не может быть никем ограничено.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 23.07.2013) "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В соответствии с абз. 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ основным документом, подтверждающим периоды трудовой деятельности граждан, является трудовая книжка, записи в которую вносятся на основании первичных документов.
Как следует из представленной трудовой книжки на имя Жирновой Е.В., она в период с 01.08.1989 по 27.08.1990 она работала в качестве воспитателя детского сада. По данному периоду работы был представлен Акт по проверке факта льготной работы N 31 от 03.10.2014, в котором имеются сведения о том, что в ведомостях по зачислению заработной платы истец значится с 1988 по 1990 г.г. Однако должность истца указана только в 1989 году, как "музыкальный руководитель".
В ходе проведения документальной проверки специалистом УПФР в Лабинском районе было установлено, что в ведомостях по начислению заработной платы Жирнова Е.В. значится в должности "муз. руководитель" с августа 1989 года по июль 1990 года, в июле, ноябре 1989 года и в августе 1990 года должность не указана.
Из вышеизложенного следует, что трудовые обязанности Жирновой Е.В. в спорные периоды времени с 01.08.1989 по 27.08.1990 были связаны с педагогической деятельностью, и она, как воспитатель, занималась воспитанием и обучением детей в детском саду.
При этом, ненадлежащее оформление в ведомостях по начислению заработной платы не может являться основанием для невключения спорных периодов с 01.08.1989 по 27.08.1990 в специальный стаж, предоставляющей право Жирновой Е.В. на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости и не должно ограничивать ее право на пенсионное обеспечение, а, соответственно, не может являться основанием для ущемления пенсионных прав истца.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 указанной статьи Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, поименована должность: "воспитатель", "музыкальный руководитель", учреждение: "дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли)".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Согласно пункту 2.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных пунктом 4 подраздела 1 раздела I Перечня, пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшем в спорный период работы истца в должности музыкального руководителя в детском саду, поименованы: должность "воспитатель", "руководитель-воспитатель" и учреждение: "детские сады", "объединенные ясли-сады".
Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда заработной платы от 17 мая 1960 г. N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям в детских садах следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В этой связи, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, должность музыкального руководителя предусмотрена и приравнена к праву работающих в должности воспитателя.
Относительно требования истца о включении в специальный педагогический стаж период время обучения в Туапсинском педагогическом училище с 01.09.1987 по 05.07.1989 по специальности "воспитатель", что также подтверждается записями в трудовой книжки истицы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения", утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет.
На основании п. 4 указанного Положения период обучения засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет, то есть данный стаж должен составлять 16 лет 7 месяцев.
Специальный педагогический стаж истца с учетом спорных периодов работы на момент обращения истца в Пенсионный фонд 04.09.2014 составляет более 25 лет, то есть более требуемых 16 лет 7 месяцев.
В период обучения истицы действовали нормы ст. 91 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1, согласно которым подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона указанного закона.
Поскольку истица после прохождения обучения приступила к педагогической работе, то вышеуказанный период обучения подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
Касаемо требований истицы о включении периода нахождения ее на курсах повышения квалификации с 08.11.2005 по 18.11.2005 также подлежат зачету в специальный стаж.
Так, в силу со ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основным условием включения периодов работы и иной деятельности является уплата страховых взносов, а п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. При этом, указанное постановление не содержит запрета на включение в специальный стаж периодов нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Кроме того, статьей 196 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности и, если это предусмотрено нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии со ст. 48 ФЗ N 247-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, он подлежит включению как в общий, так и в специальный трудовой стаж.
При таких обстоятельствах, Жирнова Е.В. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, имеет право на пенсию, как педагогический работник в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку её специальный стаж работы составил не менее 25 лет.
То обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполняющими аналогичные функции, но вышедшим на пенсию раньше, не может нарушать ее законно возникшее право.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости исключения из специального стажа период нахождения истицы в учебном отпуске с 05.04.2013 по 21.04.2013 и периоды с 04.04.2005 по 11.04.2005, с 13.04.2011 по 13.04.2011, с 03.2013 по 30.06.2013, с 23.09.2013 по 30.09.2013, когда истица находилась в отпусках без сохранения заработной платы, поскольку включение данных периодов в специальный стаж не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 173-Ф3 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за назначением указанной пенсии, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
Учитывая, что истец не имеет возможности иным образом восстановить нарушенные права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования истца подлежат удовлетворению, и УПФР по Лабинскому району обязано назначить Жирновой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости в установленном действующим законодательством размере со дня возникновения такого права.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 02 декабря 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Лабинском районе Макарова А.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.