Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Вороной Н.Л., Степановой М.Г.,
при секретаре Кривошеевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лысенко С.П. к администрации Нефтеюганского района, муниципальному учреждению администрации городского поселения Пойковский о признании незаконным решения об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
по апелляционной жалобе Лысенко С.П. на решение Нефтеюганского районного суда от 5 ноября 2014 года, которым, в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения представителя МУ администрации гп. Пойковский, Исхановой А.А., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысенко С.П. обратился в суд с вышеуказанным иском, после уточнения которого просил признать незаконным решение жилищной комиссии МУ "Администрации городского поселения Пойковский" (далее - Администрация) от 15 мая 2014 года, восстановив его в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из подачи заявления 6 февраля 2001 года.
Требования мотивировал тем, что являясь ветераном боевых действий, состоит в Едином списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обладающих правом на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Он и его супруга являлись участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 и на период до 2015 года".
21 декабря 2011 года заключили с ОАО "Сбербанк России" кредитный договор N106135 на приобретение жилого помещения по адресу: гп. Пойковский, 3а микрорайон, дом 10/11, квартира 8, общей площадью 67,1 кв.м. ; 27 декабря 2011 года заключено трёхстороннее соглашение о компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту, что является мерой государственной поддержки за счет бюджета автономного округа.
25 марта 2012 года принято решение об исключении его семьи из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жильё молодым" по причине достижения им 36 летнего возраста.
Как ветеран боевых действий, он вправе рассчитывать на жилищную субсидию на погашение ссудной задолженности по полученному ипотечному кредиту. Отказ органа местного самоуправления в предоставлении субсидии за счет субвенций ХМАО-Югры для приобретения жилого помещения в собственность является незаконным, поскольку с его стороны нарушений Положения о порядке и условиях предоставления субсидий не допущено. Он вправе получать меры господдержки на основании равных нормативных актов, а также право выбора на получение жилья по договору социального найма либо субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность.
Лысенко С.П. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя Пысиной Т.В., которая иск поддержала.
В судебном заседании представители Администрации - Митюкляева А.В.-, и администрации Нефтеюганского района - Мельникова Т.И. -, возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что семья Лысенко С.П. купив квартиру, улучшила свои жилищные условия, в связи с чем они утратили право как состоять на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, так и на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения. К тому же истец получает меру государственной поддержки в виде компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, департамента строительства ХМАО-Югры, извещенного надлежащим образом.
Судом постановлено решение, об отмене которого и принятии нового - об удовлетворении иска просит в апелляционной жалобе Лысенко С.П.
В обоснование жалобы ссылается на то, что в силу ч.4 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в случае получения ими от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение жилого помещения. В соответствии с п 2.8 Положения порядке и условиях предоставление субсидии из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N237-п, гражданин исключается из реестра ветеранов в случае получения субсидии по настоящему Положению. Он, как ветеран боевых действий субсидию по указанному Положению не получал. Предоставление же субсидии в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым" и предоставление по вышеуказанному Положению являются разными формами социально поддержки. Участниками названной подпрограммы могут являться, в том числе, граждане - участники федеральных целевых программ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и граждане, получающие меры государственной поддержки из федерального бюджета на улучшение жилищных условий. Следовательно, законодательство допускает в данном случае возможность предоставления социальной поддержки ветеранам по нескольким основаниям. Такая возможность предусмотрена и п. 3 ст. 13 Закона "О ветеранах".
В направленных возражениях Администрация и администрация Нефтеюганского района считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился. Администрация Нефтеюганского района, департамент строительства ХМАО-Югры, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили. Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя администрации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения Лысенко С.П. с настоящим иском в суд послужил отказ в предоставлении субсидии, как ветерану боевых действий, на приобретение или строительство жилого помещения.
Лысенко С.П. с 6 февраля с 2001 года состоял в Едином списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, обладающих правом на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
21 декабря 2011 года Лысенко С.П., Лысенко Е.М., Лысенко В.С., Лысенко Е.С. с использованием заемных средств по договору купли-продажи приобрели в общую долевую собственность двухкомнатную квартиру по адресу: г. Нефтеюганский район, гп. Пойковский, мкр. 3а, д. 10/11, кв. 8, общей площадью 67,1 кв.м. с компенсацией части процентной ставки по ипотечному кредитному договору в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 и на период до 2015 года".
Решением жилищно-бытовой комиссии администрации гп. Пойковский от 15 мая 2014 года Лысенко С.П. исключен из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч.2 ст. 6 Федерального закона N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с утратой оснований, которые до введения Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На основании указанного решения, со ссылкой на п. 2.8 Положения о порядке и условиях предоставления субсидии за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N237-п (далее - Положение) Лысенко С.П. был уведомлен департаментом имущественных отношений администрации Нефтеюганского района о том, что будет исключен из Единого федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь указанными в решении законодательными актами, исходил из отсутствия доказательств нуждаемости Лысенко С.П. в жилой площади. Лысенко С.П. с членами семьи имеют в общедолевой собственности квартиру, где на его долю приходится 26,8 кв.м., а на членов его семьи по 13,2 кв.м. жилого помещения, что соответствует норме предоставления (12 кв.м.), установленной в гп. Пойковский.
Кроме того, суд указал, что повторное получение одной и той же формы социальной поддержки не допускается.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на правильном толковании норм материального права.
Субсидия, предусмотренная Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляется ветерану боевых действий, если он является нуждающимися в улучшении жилищных условий и принят на учёт в качестве такового до 1 января 2005 года.
При этом, согласно смыслу названного Закона, Положения нуждаемость в улучшении жилищных условий должна иметь место на момент предоставления субсидии.
Иными словами, сам по себе факт признания ранее ветерана боевых действий нуждающимся в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для предоставления ему субсидии на приобретение жилого помещения.
Поскольку, Лысенко С.П. перестал быть нуждающимся в жилом помещении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у него права на получение субсидии.
Довод апеллянта о том, что он мог быть исключён из реестра ветеранов только при получении субсидии, является ошибочным, поскольку противоречит Федеральному закону "О ветеранах" и п. 2.8 Положения.
Из подпунктов 1 и 2 п.2.* Положения следует, что граждане исключаются из Единого списка федерального реестра, ветеранов, инвалидов, семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, не только в случае получения субсидии по настоящему Положению, но и при принятии решения о снятии с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ошибочным является и суждение Лысенко С.П. о том, что получение господдержки по Положению и в рамках реализации подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" не являются одной и той же формой социальной поддержки, так как предоставляется за счет средств разных бюджетов.
Субсидия для приобретения жилого помещения в собственность в рамках Федерального закона о ветеранах предоставляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Финансирование подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, в случае реализации заявителями права на получение государственной поддержки по какой-либо из программ (подпрограмм) за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, повторное предоставление государственной поддержки за счёт средств из указанных бюджетов исключается.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 15 июля 2010 года N 1019-О-О и от 22 марта 2011 года N 443-О-О).
Таким образом, Лысенко С.П., приобретя квартиру с использованием заемных средств с компенсацией части процентной ставки по ипотечному кредитному договору в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 и на период до 2015 года", реализовал право выбора государственной поддержки.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм процессуального и материального права. Доводы же апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иное истолкование норм права и отмену оспариваемого решения не влекут.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда от 5 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лысенко С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.