Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Дроздовой В.Ф.,
судей Кукшиновой О.М., Сивоконь А.В.
при секретаре Шаровой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам правительства Еврейской автономной области и управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.11.2014, которым постановлено:
Удовлетворить иск прокурора Еврейской автономной области в интересах Корнилова В. Е. к правительству Еврейской автономной области, управлению по опеке и попечительству ЕАО об обязании включить сведения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать управление по опеке и попечительству Еврейской автономной области включить сведения о Корнилове В. Е., " ... " года рождения, уроженце " ... ", в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязать правительство Еврейской автономной области предоставить Корнилову В. Е., " ... " года рождения, уроженцу " ... ", благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных норм, в черте муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя ответчиков Ивановой О.А., прокурора прокуратуры ЕАО Холманских Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЕАО обратился в суд в интересах Корнилова В.Е. с иском к правительству ЕАО и управлению по опеке и попечительству ЕАО об обязании включить сведения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения. Требования мотивировал тем, что прокуратурой области по обращению Корнилова В.Е. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Корнилов В.Е. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановлению администрации Ленинского района ЕАО от " ... " N " ... " он определён в детский дом г. Биробиджана и за ним закреплена жилая площадь по адресу: " ... ". Решением Ленинского районного суда ЕАО от " ... " родители Корнилова В.Е. - С. и К. лишены родительских прав в отношении сына Корнилова В.Е.
В период с " ... " по " ... " он воспитывался в ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 3", с " ... " по " ... " годы - в ОГОБУ "Детский дом N 2". С " ... " по " ... " годы обучался в ОГОБУ " ... ". Находился на полном государственном обеспечении. В период с " ... " года по " ... " года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. С " ... " года по " ... " года проживал по адресу: " ... ", затем до " ... " года - в общежитии по адресу: " ... ". В период с " ... " года по " ... " год обучался в ОГОБУ " ... " По окончании образовательного учреждения и по настоящее время арендует жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ".
" ... " Корнилов В.Е. обратился с письменным заявлением в управление по опеке и попечительству ЕАО по вопросу обеспечения его жилым помещением. Ответом управления от " ... " N " ... " ему разъяснено, что сведения о нём не могут быть включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что он достиг возраста 23 лет и до указанного возраста в органы исполнительной власти ЕАО по вопросу обеспечения его жилым помещением не обращался.
Постановлением главы Ленинской административно-территориальной единицы муниципального образования "Ленинский район" от " ... " N " ... " Корнилов В.Е. поставлен на учёт на улучшение жилищных условий. Согласно справке администрации муниципального образования "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО от " ... " N " ... " Корнилов В.Е. состоит на очереди на получение жилого помещения как сирота и имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Номер очереди - " ... ".
На сегодняшний день Корнилов В.Е. достиг возраста 23 лет, однако своим правом на обеспечение специализированным жилым помещением как ребёнок-сирота не воспользовался в силу причин, от него не зависящих.
Прокурор просил обязать управление по опеке и попечительству Еврейской автономной области включить сведения о Корнилове В.Е., " ... " года рождения, уроженце " ... ", в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, и обязать правительство ЕАО предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения в черте муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО.
В судебном заседании прокурор Холманских Т.А. исковые требования поддержала. Суду дополнительно пояснила, что Корнилов В.Е. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав. За ним закреплено жильё, в котором до настоящего времени проживает его мать, в родительских правах не восстановленная. Корнилов В.Е. не может проживать с матерью, так как не является членом её семьи. Более того, дом признан непригодным к проживанию. У него отсутствует иное жилое помещение по договору социального найма, либо на праве собственности. Органы местного самоуправления поставили Корнилова В.Е. на жилищный учёт, как сироту. Но жильё не предоставили. Кроме того, органы местной власти полномочиями по предоставлению жилья сиротам не наделены. Управление по опеке и попечительству ЕАО должно было включить Корнилова В.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, без заявления истца, поскольку он уже состоит на учёте на получение жилья. Просила удовлетворить иск в полном объёме.
Истец Корнилов В.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что обратился в управление по опеке и попечительству ЕАО после отказа администрации Ленинского муниципального района в предоставлении ему жилья. До 2014 года он не обращался к ответчику, так как не знал, что нужно обращаться именно в управление по опеке и попечительству ЕАО. Проживать в квартире, которая за ним закреплена, он не мог, так как там отсутствовали условия, дом был ветхий. Дом признан непригодным к проживанию только в 2014 году не потому, что он только сейчас стал таким, а потому, что никто не обращался с заявлением об обследовании. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчиков Иванова О.А. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что родители Корнилова В.Е. лишены родительских прав, при этом за ним закреплено жилое помещение, в котором он прописан и может проживать. Решения суда о том, что он не может проживать в квартире, так как там живёт его мать, нет. До 23 лет он в органы опеки не обращался, до исполнения ему 23 лет дом был пригоден к проживанию. Так как дом непригоден к проживанию и признан ветхим, при решении о его сносе, Корнилову В.Е. обязаны будут предоставить жилье. Просила иск оставить без удовлетворения.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционных жалобах представитель правительства ЕАО и управления по опеке и попечительству ЕАО Иванова О.А. просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что Корнилов В.Е. обратился в управление по опеке и попечительству с вопросом о предоставлении жилья после достижения им возраста 23 лет.
Акт и заключение межведомственной комиссии от " ... " N " ... " о признании жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ", ветхим, непригодным для постоянного проживания, подлежащим сносу также приняты после достижения Корниловым В.Е. возраста 23 лет.
В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 04.06.2013 N 244-пп "О реализации закона ЕАО от 25.01.2013 N 228-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ЕАО" управление по опеке и попечительству ЕАО устанавливает факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, при установлении проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях, лиц, лишённых родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется, кроме прочих документов, копия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма и проживании в нём лиц, лишённых родительских прав, лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, невозможность проживания которых устанавливается. Корниловым В.Е. вышеуказанное решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения не представлено.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор прокуратуры ЕАО Холманских Т.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Указала, что суд первой инстанции установил, что Корнилов В.Е. до достижения им возраста 23 лет относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До достижения им возраста 23 лет администрацией Ленинского муниципального района был поставлен на учёт, как ребёнок-сирота, и продолжает состоять в льготной очереди. Своё право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013, то есть до вступления в силу изменений в соответствии с Федеральным законом N 15-ФЗ, не реализовал. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его жилищных прав. В закреплённом за Корниловым В.Е. жилом помещении зарегистрировано по последним данным администрации МО "Ленинское сельское поселение" на основании похозяйственной книги ещё 6 человек. Таким образом, данное жилое помещение не соответствует нормам проживания. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания Корнилова В.Е. в закреплённом за ним жилом помещении и исключают реальную возможность осуществления обмена.
Истец Корнилов В.Е. в апелляционную инстанцию не явился. О времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков правительства ЕАО иуправления по опеке и попечительству ЕАО Иванова О.А. поддержала доводы апелляционных жалоб. Просила решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, пояснения прокурора прокуратуры ЕАО Холманских Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела Корнилов В.Е. родился " ... " в " ... ", его матерью является С., отцом К. (повторное свидетельство о рождении I-ТВ N " ... ").
Решением Ленинского районного суда ЕАО от " ... " С. и К. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Корнилова В.Е.
Постановлением главы администрации Ленинского района ЕАО от " ... " N " ... " при определении Корнилова В.Е. в детский дом, за ним закреплена жилая площадь по адресу: " ... ".
В период с " ... " года по " ... " год Корнилов В.Е. воспитывался в детских домах г. Биробиджана. В " ... " году окончил ОГОБУ " ... ", получив диплом по профессии " " ... "". В период с " ... " года по " ... " года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. С " ... " года по " ... " год обучался в ОГОБУ " ... "
Таким образом, судом верно установлено, что до достижения возраста 23 лет Корнилов В.Е. относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имел право на внеочередное предоставление жилья..
Корнилов В.Е. с " ... " зарегистрирован в квартире по адресу: " ... ", в которой проживает его мать С. В договоре социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ", от " ... ". N " ... ", заключенном между ООО " ... " и С., проживающими совместно с нанимателем указаны четыре члена семьи, Корнилов В.Е. в качестве члена семьи нанимателя не указан.
Из материалов дела следует, что Корнилов В.Е., как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен.
Так, согласно справке мэрии города МО "Город Биробиджан" от " ... " N " ... " договор социального найма с Корниловым В.Е. не заключался. На учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Корнилов В.Е. не состоит.
Согласно уведомлению от " ... " N " ... " в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Корнилова В.Е. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, отсутствует.
" ... " Корнилов В.Е. обратился с заявлением в управление по опеке и попечительству ЕАО о возможности обеспечения его жилым помещением.
Письмом от " ... " N " ... " заявителю сообщено, что поскольку до 23 лет в органы исполнительной власти ЕАО по вопросу обеспечения жилым помещением он не обращался, сведения о нём не могут быть включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и впоследствии он не может быть обеспечен жилым помещением за счёт средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ истец Корнилов В.Е. должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на Корнилова В.Е. только при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что Корнилов В.Е. до настоящего времени состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в материалах дела имеется постановление главы администрации Ленинского района ЕАО от " ... " N " ... ", из которого следует, что Корнилов В., " ... " года рождения, поставлен на учёт на улучшение жилищных условий, с предоставлением жилой площади по достижению им 18 лет.
Согласно справке председателя КУМИ МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО от " ... " N " ... " и справке заместителя главы администрации МО "Ленинское сельское поселение" ЕАО от " ... " N " ... " Корнилов В.Е. состоит в очереди на получение жилого помещения как сирота под N " ... ".
Из сообщения заместителя главы администрация МО "Ленинское сельское поселение" ЕАО от " ... " N " ... " следует, что Корнилов В.Е. не был обеспечен жилым помещением в с. Ленинское в порядке льготной очереди в период с " ... " по настоящее время, так как в муниципальной собственности не имеется свободных жилых помещений.
Соответствующие сведения в отношении Корнилов В.Е. в управление опеки и попечительства ЕАО для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, администрацией МО "Ленинское сельское поселение" предоставлены не были.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В данном случае государство в лице своих представительных органов - МО "Ленинское сельское поселение" и управления опеки и попечительства, призванных защищать права этих детей, свои обязанности не выполнили и права ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не защитили.
Судебная коллегия полагает, что Корнилов В.Е. не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления и органов опеки. Вместе с тем, допущенные органом местного самоуправления и органом опеки упущения не могут нарушать конституционное право Корнилова В.Е. на жилище. Истец не может быть лишён гарантированного и нереализованного права на предоставление ему жилого помещения, которым он до настоящего времени не обеспечен, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, учитывая, что Корнилов В.Е. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как до достижения 23 лет был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления, право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ не реализовал, принимая во внимание, что Корнилов В.Е. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в собственности жилого помещения не имеет, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного иска.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Корнилов В.Е. обратился в управление по опеке и попечительству с вопросом о предоставлении жилья после достижения им возраста 23 лет, подлежат отклонению, поскольку при обстоятельствах, изложенных выше, достижение истцом возраста 23 лет не является основанием для отказа во включении Корнилова В.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством, и в обеспечении истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Подлежат отклонению и доводы жалоб о том, что акт и заключение межведомственной комиссии от " ... " N " ... " о признании жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ", ветхим, непригодным для постоянного проживания, подлежащим сносу, приняты после достижения Корниловым В.Е. возраста 23 лет.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди, являлось отсутствие у них закреплённого жилого помещения.
При наличии закреплённого жилого помещения указанные лица имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, если вселение в это жилое помещение являлось невозможным в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что изменения, внесённые в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, начали действовать с 01.01.2013, то есть до достижения Корниловым В.Е. 23 лет. Поэтому признание жилого помещения непригодным для проживания после достижения Корниловым В.Е. возраста 23 лет, не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.
Несостоятельным является и довод жалоб о необходимости предоставления Корниловым В.Е. решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, поскольку Корнилов В.Е. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: " ... ".
Решение суда мотивировано, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение данного судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.11.2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы правительства Еврейской автономной области и управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.