Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 04 декабря 2014 г. по делу N 33А-1644/2014
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3,
ФИО6,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя заявителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе последнего на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего сержанта ФИО1 об оспаривании бездействия начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел), связанного с непредоставлением жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в войсковой части N и с составом семьи 4 человека с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно извещению о предварительном распределении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 распределена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 78,4 кв.м, с получением которой она согласилась.
Полагая свои права нарушенными, поскольку с ней не заключается договор социального найма на указанное жилое помещение, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать начальника 1-го отдела заключить с ней такой договор на распределенное жилье и взыскать судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины, доверенности и услуг представителя.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1, выражая несогласие с обжалуемым решением в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы приводит обстоятельства дела и, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждает, что судом не установлено основание, по которому заявителю не может быть предоставлено распределенное жилое помещение.
По мнению представителя, должностным лицом не выполнены требования ст. 249 ГПК РФ о представлении документальных доказательств правомерности своих действий (бездействия), а вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО1 в связи с тем, что ею не оспаривается решение начальника 1-го отдела от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения, противоречит положениям ст. 246 ГПК РФ и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", согласно которым суд не связан доводами и основаниями заявленных требований.
Представитель заявителя полагает, что указанное решение должностного лица нарушает право ФИО1 на получение жилого помещения в близлежащем населенном пункте к месту прохождения ею военной службы, поскольку учет нуждающихся в жилых помещениях ведется по дате постановки военнослужащих на жилищный учет, а не в зависимости от времени их увольнения с военной службы и местонахождения предоставляемого жилья.
Кроме того, по утверждению представителя, в материалах дела отсутствуют доказательства осведомленности заявителя о принятии должностным лицом решения от ДД.ММ.ГГГГ
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого Федерального закона.
Порядок обеспечения таких военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по избранному месту жительства установлен п. 14 вышеуказанной нормы Закона, в силу которой право на получение жилья не по месту прохождения военной службы предоставляется исключительно военнослужащим-гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.Согласно п. 3 ст. 6 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
В силу п. 13 Закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона.
Из приведенных правовых норм следует, что законодательство связывает обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в период прохождения военной службы с общей продолжительностью их военной службы и основаниями увольнения с нее. Этими же критериями обусловлен запрет на увольнение военнослужащих с военной службы без обеспечения их жилыми помещениями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес" и на ДД.ММ.ГГГГ общая продолжительность ее военной службы составляла свыше 20 лет 11 месяцев.
В соответствии со ст. 10 Закона под общей продолжительностью военной службы понимается общая продолжительность военной службы в календарном исчислении.
Согласно исследованным в судебном заседании доказательствам, ФИО1 состоит на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи четыре человека по избранному месту жительства в городах "адрес". При этом она обеспечена по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением.
Как следует из решения начальника 1-го отдела от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении предварительно распределенного жилого помещения в "адрес", поскольку это жилье находится не по месту прохождения ФИО1 военной службы, с которой заявитель в настоящее время не увольняется.
Поскольку общая продолжительность военной службы ФИО1 составляла свыше 10 лет, она могла претендовать на получение жилья перед увольнением с военной службы по избранному месту жительства лишь в случае увольнения по достижении ею предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В связи с вышеприведенными требованиями Закона и фактическими обстоятельствами дела, а также с тем, что заявитель на момент распределения жилого помещения в г. Мытищи с военной службы не увольнялась и на момент рассмотрения настоящего дела по существу у суда первой инстанции имелись данные о предстоящем увольнении ФИО1 с военной службы в марте 2015 года по истечению срока контракта, оснований для предоставления ей распределенной квартиры не по месту прохождения военной службы не имелось.
В то же время достижение ФИО1 общей продолжительности военной службы 20 лет предоставляет ей в соответствии с п. 13 ст. 15 Закона право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, а также быть обеспеченной жилым помещением по месту прохождения военной службы, что и было отмечено в вышеуказанном решении начальника 1-го отдела от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протоколу судебного заседания представитель ФИО1 заявил об отсутствии намерения оспаривать решение начальника 1-го отдела от ДД.ММ.ГГГГ, которым заявителю отказано в предоставлении распределенного жилого помещения.
При таких данных, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия начальника 1-го отдела, связанного с непредоставлением заявителю распределенного жилого помещения в "адрес", в связи с чем правильно отказал в удовлетворении заявления.
Таким образом, решение суда первой инстанции по данному делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ее представителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО6
Секретарь судебного заседания
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.