Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 04 декабря 2014 г. по делу N 33А-1657/2014
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО4,
ФИО7,
при секретаре ФИО5,
с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя ФИО1 на решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками 1 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, связанных с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи ФИО7, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 на основании приказов командующего войсками 1 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от ДД.ММ.ГГГГ N и командира войсковой части N от 7 июля этого же года N, соответственно, уволена с военной службы в запас на основании подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта о прохождении военной службы и исключена из списков личного состава воинской части с 18 июля 2014 г.
С 10 января сего года ФИО1 с составом семьи три человека принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в "адрес".
Полагая свои права нарушенными, поскольку она была уволена с военной службы без обеспечения жилым помещением, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать командующего войсками 1 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны отменить вышеуказанный приказ о ее увольнении, восстановить на военной службе до обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с обжалуемым решением в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", исследованные в судебном заседании доказательства, свидетельствующие о необеспеченности заявителя жилым помещением перед увольнением с военной службы, утверждает, что она не могла быть уволена с военной службы без обеспечения ее жилым помещением по избранному месту жительства в "адрес".
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого Федерального закона.
Порядок обеспечения таких военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по избранному месту жительства установлен п. 14 вышеуказанной нормы Закона, в силу которой право на получение жилья не по месту прохождения военной службы предоставляется исключительно военнослужащим-гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
В силу п. 13 Закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из приведенных правовых норм следует, что законодательство связывает обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в период прохождения военной службы с общей продолжительностью их военной службы и основаниями увольнения с нее. Этими же критериями обусловлен запрет на увольнение военнослужащих с военной службы без обеспечения их жилыми помещениями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 на основании приказов командующего войсками 1 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от ДД.ММ.ГГГГ N и командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ этого же года N, соответственно, уволена с военной службы в запас на основании подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта о прохождении военной службы и исключена из списков личного состава воинской части N, дислоцированной в "адрес", с 18 июля 2014 г., а общая продолжительность ее военной службы на тот момент составляла 21 год 3 месяца.
В соответствии со ст. 10 Закона под общей продолжительностью военной службы понимается общая продолжительность военной службы в календарном исчислении.
Согласно выпискам из решений территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" по Смоленской области - г. Смоленск от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ этого же года, соответственно, ФИО1 состоит на жилищном учете по избранному месту жительства - г. Смоленск, а ее супруг - по месту прохождения военной службы.
Поскольку общая продолжительность военной службы ФИО1 составляла свыше 10 лет, она могла претендовать на получение жилья перед увольнением с военной службы лишь в случае увольнения по достижении ею предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В связи с тем, что заявитель была уволена с военной службы по истечении срока контракта, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности действий командования, связанных с ее увольнением и исключением из списков личного состава воинской части.
В то же время достижение ФИО1 выслуги военной службы 20 лет предоставляет ей в соответствии с п. 13 ст. 15 Закона право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, в том числе по избранному месту жительства, что и было отмечено в приказе заявителя об увольнении с военной службы.
Таким образом, решение суда первой инстанции по данному делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО7
Секретарь судебного заседания
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.