Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 05 февраля 2015 г. по делу N 33А-62/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО9,
судей: ФИО11
ФИО8,
при секретаре ФИО7,
с участием представителя заявителя ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя ФИО1 на решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 1-го отдела ФГКУ ЗРУЖО МО РФ), связанных с отказом в предоставлении заявителю жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО10 проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части N. В соответствии с решением начальника 1-го отдела ФГКУ ЗРУЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и в его личную карточку внесены изменения, согласно которым ФИО10 "не участвует в распределении" до сдачи им ранее распределенного жилого помещения органам Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, ФИО10 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение должностного лица и обязать его повторно рассмотреть вопрос о предоставлении распределенного жилого помещения.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение.
Изложив со своей точки зрения обстоятельства дела, заявитель утверждает, что он утратил право пользования ранее предоставленным жилым помещением после ДД.ММ.ГГГГ - момента окончания срока действия договора найма служебного жилого помещения.
При этом ФИО10 не соглашается с выводом суда о том, что в соответствии с решением Наро-Фоминского гарнизонного военного суда за ним признано право проживания в этой квартире и право общей долевой собственности на нее.
Заявитель полагает, что основанием для приобретения бывшими членами его семьи указанного жилого помещения в собственность явилось предстоящее увольнение бывшей супруги с военной службы и необходимость обеспечения ее жильем.
Вышеизложенные обстоятельства, по мнению автора жалобы, препятствовали сдаче квартиры Министерству обороны Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных анализируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Закон, устанавливая гарантии обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, как по месту прохождения ими военной службы, так и по избранному месту жительства, в том числе и не совпадающему с последним перед увольнением местом их военной службы, ставит реализацию этого права в зависимость от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и наличия законных оснований для предоставления жилого помещения.
В соответствии с п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО10 поступил на военную службу по контракту до 1 января 1998 г., и мог реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в вышеуказанном порядке.
Из материалов дела усматривается, что ФИО10 в соответствии с приказом командующего 20 гвардейской общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ (г. Воронеж) зачислен в распоряжение командира войсковой части N (Московская область, г. Наро-Фоминск) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в целях последующего увольнения с военной службы по этому основанию после предоставления жилого помещения.
Как видно из исследованных судом доказательств, начальник 1-го отдела ФГКУ ЗРУЖО МО РФ принял решение об отказе в предоставлении ФИО10 распределенной однокомнатной квартиры в г. Подольске Московской области, общей площадью 38,9 кв.м.
Согласно решению Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N в городском поселении Наро-Фоминск установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из исследованных в суде доказательств усматривается, что в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО10 на состав семьи из трех человек была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 53,37 кв.м.
В соответствии с заочным решением Наро-Фоминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира не обладает статусом служебного жилья и за ФИО5 и ФИО6 признано право общей долевой собственности на это жилое помещение в равных долях.
Вынося данное решение городской суд, основывался, в том числе на отказе ФИО10 от участия в приватизации указанного жилого помещения.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном, в решении суда первой инстанции по настоящему делу отсутствуют выводы о том, что за ФИО10 было признано право на общую долевую собственность этого объекта недвижимости.
Как видно из свидетельства о расторжении брака брак между заявителем и ФИО5 прекращен ДД.ММ.ГГГГ Однако ФИО10 сохранил право пользования жилым помещением до снятия с регистрационного учета, которое, по утверждению заявителя, состоялось на основании решения Наро-Фоминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии со ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (далее - Вводный закон), положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяются на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, следует прийти к выводу о том, что жилищным законодательством, а также судебным решением, на основании которого квартира была приватизирована на бывшую супругу заявителя и их сына, отступлений от данного правила не предусмотрено.
Следовательно, ФИО10 и проживавшие с ним бывшая супруга и их общий сын на момент приватизации жилого помещения, а также вплоть до выселения заявителя и снятия его с регистрационного учета по месту жительства в г. Наро-Фоминске были обеспечены жилым помещением выше учетной нормы, в связи с чем ФИО10 не мог претендовать на получение жилья как по месту военной службы, так и по избранному месту жительства до сдачи предоставленного ему ранее жилого помещения.
Как установлено судом, заявитель отказался от участия в приватизации квартиры, предоставленной Министерством обороны Российской Федерации, не представил доказательств того, что принятое судом решение о прекращении права пользования этим жильем им было обжаловано и, исполнив его, выселился из квартиры, снявшись с регистрационного учета.
Вместе с тем, как указано выше, он в соответствии со ст. 19 Вводного закона имел право пользования указанным жилищем несмотря на прекращение семейных отношений с супругой, тем более, что с другим собственником - сыном, он семейных отношений не прекращал в силу положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и степени родственных отношений между ними.
По смыслу ст. 51 ЖК РФ предоставление военнослужащему жилого помещения зависит не только от нуждаемости в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, в тех населенных пунктах, где он жильем не обеспечен, но и должно быть произведено с учетом его прав на жилые помещения, полученные им ранее.
Такая возможность может быть реализована лишь при условии сдачи этого жилого помещения.
Этим, в частности, обусловлены требования ст. 53 ЖК РФ, предусматривающие запрет на принятие в качестве нуждающихся в жилых помещениях до истечения пяти лет с момента совершения действий, в результате которых гражданин приобрел право состоять на жилищном учете.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вышеприведенные правовые нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривают возможность обеспечения определенных категорий военнослужащих жилым помещением, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилье при предоставлении ему другого жилого помещения. Однако, если военнослужащий ранее распорядился полученным от органов федеральной власти по установленным нормам жилым помещением по договору социального найма и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма за счет ведомства, в котором он проходит военную службу. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о совершении ФИО10 действий, направленных на сдачу ранее предоставленного ему жилья.
Таким образом, отказавшись от приватизации, снявшись с регистрационного учета и выселившись из ранее предоставленной Министерством обороны Российской Федерации квартиры, ФИО10 самостоятельно распорядился своими жилищными правами в отношении квартиры, предоставленной ему, как военнослужащему, и членам его семьи.
Поскольку этими действиями ФИО10 лишил себя права сдать жилое помещение, законных оснований для предоставления ему жилого помещения не имеется.
Вышеуказанные действия не могут быть признаны и намеренным ухудшением своих жилищных условий, в результате чего гражданин, как это предусмотрено ст. 53 ЖК РФ, может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения по истечении пяти лет со дня совершения этих действий, поскольку по смыслу этой правовой нормы к таким действиям не относится распоряжение предоставленным государством жильем и отсутствие возможности его учета при решении вопроса о последующем обеспечении жилым помещением.
Кроме того, следует принять во внимание, что оспариваемое решение должностного лица не лишило ФИО10 права на обеспечение жильем, а лишь перевело его в категорию военнослужащих, не участвующих в распределении до сдачи ранее предоставленного жилого помещения.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое судом первой инстанции судебное решение является законным, обоснованным и оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО8
Секретарь судебного заседания
ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.