Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего БлиновойМ.А.,
судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Владимировой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Петровой В.П. к администрации Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2014г., которым исковое заявление Петровой В.П. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Трифоновой Т.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; истца Петровой В.П., возражавшей против доводов жалобы ответчика; представителя третьего лица Администрации г. Чебоксары Павловой А.Н., разрешение жалобы оставившей на усмотрение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова В.П. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г.Чебоксары с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исковые требования мотивировала тем, что в апреле 2012г. и в сентябре 2012 г. в возрасте ... лет она обращалась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет иных категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма. Однако в постановке на учет ей было отказано ввиду того, что за ней постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары закреплена доля жилой площади в комнате общей площадью ... кв.м (жилой ... кв.м.) по адресу: ... Между тем, в данной комнате в 2012 году было зарегистрировано 6 человек, то есть на каждого приходилось по ... кв.м общей площади жилого помещения ( ... м.:6) и ... кв.м жилой площади ( ... м : 6). Кроме того, заключением администрации г.Чебоксары от 05 ноября 2009г. многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу в связи с износом в процессе эксплуатации. Соответственно с 2009г. за истцом не имеется какого-либо закрепленного жилого помещения.
Истец считает, что поскольку она не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012г. N 15-ФЗ (до 1 января 2013г.), то в настоящее время независимо от возраста она имеет право претендовать на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений до фактического обеспечения жилым помещением.
В судебном заседании истец Петрова В.П. исковые требования с учетом уточнений поддержала по изложенным основаниям. Дополнительно суду пояснила, что при обращении в апреле 2012 г. и в сентябре 2012 г. в постановке на учет ей было отказано по мотиву наличия у нее закрепленного жилого помещения, а в сентябре 2013 г. ответчик отказал ей уже по мотивам достижения возраста 23 лет. В то же время ответчик не предоставлял ей информацию о том, что жилой дом, в котором числилось закрепленное жилое помещение, уже с 2009г. заключением межведомственной комиссии был признан аварийным и непригодным для проживания.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Чебоксары Трифонова Т.Г. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что истица имеет закрепленное жилое помещение, поэтому она не имела права на получение жилого помещения по ранее действующим правилам. На момент обращения с последним заявлением она достигла возраста 23 лет, что послужило основанием для отказа во включении ее в список на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Третьи лица администрация г.Чебоксары, ООО " ... " явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2014 г. на администрацию Ленинского района г.Чебоксары возложена обязанность включить Петрову В.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация Ленинского района г.Чебоксары подала на него апелляционную жалобу по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Трифоновой Т.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; истца Петровой В.П., возражавшей против доводов жалобы ответчика; представителя третьего лица Администрации г. Чебоксары Павловой А.Н., разрешение жалобы оставившей на усмотрение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Петрова В.П., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары от 19 октября 1994 г. N за несовершеннолетней Петровой В.П. была закреплена доля жилой площади по адресу: ... (л.д. ... ).
Из материалов дела следует, что в марте 2012 г. Петрова В.П. обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако ей было отказано по тем мотивам, что она зарегистрирована в квартире "адрес" и постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 19 октября 1994 г. N за ней закреплена доля жилой площади в данной квартире.
При повторном обращении 10 сентября 2012 г. истцу вновь было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения в комнате "адрес" (л.д. ... ).
Решением от 17 октября 2013 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления Перовой В.П. по мотиву достижения возраста, предоставляющего право на получение данных мер государственной поддержки.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), абзацу 4 статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Вышеуказанным Федеральным законом Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что Петрова В.П. до достижения 23 лет дважды обращалась с заявлением в соответствующие органы для принятия ее на учет нуждающейся в жилом помещении в качестве детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом на момент обращения к ответчику в марте 2012 г. и сентябре 2012 г. жилой дом "адрес" заключением межведомственной комиссии от 05 ноября 2009 г. был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Поскольку указанный многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания, следовательно, и жилые помещения, расположенные в нем, также являются непригодными для проживания.
Жилое помещение Петровой В.П. из муниципального жилищного фонда по договору социального найма не выделялось, в собственности жилья она также не имеет. При таких обстоятельствах право пользования жилым помещением по адресу: ... , которое закреплялось за истцом органами местного самоуправления, за ней не сохранилось, так как заключением межведомственной комиссии от 05 ноября 2009 г. названный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Петрова В.П. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеприведенными нормами закона.
Выводы суда первой инстанции об удовлетворении иска Петровой В.П. являются правильными, как основанные на правильном применении норм материального права и установленных обстоятельствах дела. Доводы жалобы, что истица наряду с другими проживающими в квартире лицами имеет право на получение жилья по республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", не являются основанием для отмены решения суда.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.